Волевые качества у учащихся

Воспитание воли ребенка один из центральных вопросов педагогики. Нередко приходится наблюдать детей нерешительных и неуверенных, с вялыми движениями, неустойчивых в своих желаниях, отступающих перед малейшими затруднениями. От них всегда слышишь: "Я не умею", "Я не хочу", "Я не знаю как". Если вовремя не принять необходимых мер, эти черты в дальнейшем разовьются в отрицательные качества, характерные для безвольных людей, и, напротив, правильное воспитание может не только исправить, но и не допустить появления этих черт.

Большая часть родителей отдает себе отчет, какое значение имеет воспитание нравственной, сознательной воли детей и какое трудное будущее ждет их, если в детстве не обратить внимания на воспитание этой важнейшей черты личности и тем сам не предупредить развития так называемого "безволия".

До сих пор еще встречаются матери, которые всю свою любовь к ребенку (особенно если это ребенок, единственный в семье) выражают в беспрекословном выполнении его желаний, не предъявляют к нему никаких требований, не дают ему никаких самостоятельных заданий, поручений. "Он еще мал, успеет; сыт, здоров, играет - и хорошо". Даже в тех случаях, когда ребенок хочет что-либо сделать сам, ему внушают: "Ты ничего не сделаешь! Ты не умеешь; у тебя ничего не получится". И вырастают дети несамостоятельные, не умеющие ни преодолевать трудности, ни сдерживать свои порывы .

Когда ребенок подрастает, и мать начинает замечать в нем эти черты, она обычно удивляется и в недоумении спрашивает себя, откуда они, не подозревая, что она сама развивала их.

Перевоспитать подросшего ребенка значительно труднее, чем правильно воспитывать его с раннего детства, так как плохие привычки мешают воспитанию хороших черт. Подростки, даже сознавая свои недостатки, с трудом справляются с ними.

Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у человека. И.П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т.е. может самосовершенствоваться.

Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

Статьи по педагогике:

Модульная технология в обучении географии
Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно или при консультационно-координирующей помощи учителя может работать с предложенной ему учебной программой. Причём он имеет возможность выбора индивидуального пути её освоения с учетом своих способностей, возможност ...

Образовательная система в Финляндии: история и современность
Схематично финскую систему образования можно представить следующим образом: Первая отличительная черта финской образовательной модели – развитая система дошкольных учреждений: подавляющее большинство финских школьников проходит предварительно через детские сады и ясли. Проблемы дошкольного образова ...

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольник ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru