Волевые качества у учащихся

Воспитание воли ребенка один из центральных вопросов педагогики. Нередко приходится наблюдать детей нерешительных и неуверенных, с вялыми движениями, неустойчивых в своих желаниях, отступающих перед малейшими затруднениями. От них всегда слышишь: "Я не умею", "Я не хочу", "Я не знаю как". Если вовремя не принять необходимых мер, эти черты в дальнейшем разовьются в отрицательные качества, характерные для безвольных людей, и, напротив, правильное воспитание может не только исправить, но и не допустить появления этих черт.

Большая часть родителей отдает себе отчет, какое значение имеет воспитание нравственной, сознательной воли детей и какое трудное будущее ждет их, если в детстве не обратить внимания на воспитание этой важнейшей черты личности и тем сам не предупредить развития так называемого "безволия".

До сих пор еще встречаются матери, которые всю свою любовь к ребенку (особенно если это ребенок, единственный в семье) выражают в беспрекословном выполнении его желаний, не предъявляют к нему никаких требований, не дают ему никаких самостоятельных заданий, поручений. "Он еще мал, успеет; сыт, здоров, играет - и хорошо". Даже в тех случаях, когда ребенок хочет что-либо сделать сам, ему внушают: "Ты ничего не сделаешь! Ты не умеешь; у тебя ничего не получится". И вырастают дети несамостоятельные, не умеющие ни преодолевать трудности, ни сдерживать свои порывы .

Когда ребенок подрастает, и мать начинает замечать в нем эти черты, она обычно удивляется и в недоумении спрашивает себя, откуда они, не подозревая, что она сама развивала их.

Перевоспитать подросшего ребенка значительно труднее, чем правильно воспитывать его с раннего детства, так как плохие привычки мешают воспитанию хороших черт. Подростки, даже сознавая свои недостатки, с трудом справляются с ними.

Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у человека. И.П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т.е. может самосовершенствоваться.

Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

Статьи по педагогике:

Структура и содержание понятия «интернет ресурсы»
Для того чтобы дать ответ на вопрос что такое Интернет - ресурсы, необходимо предварительно рассмотреть различные точки зрения понятия Интернет. С технической точки зрения Интернет - это совокупность десятков тысяч независимых сетей и миллионов различных компьютеров, объединенных общим набором прот ...

Воспитание в Спарте
Здесь было намного суровее и строже, чем в Афинах. Отчасти это объяснялось суровостью характера дорийцев, отчасти - особым строем спартанского государства, этой военной общины, господствовавшей над многочисленными подданными и рабами. Односторонне направляя все свое внимание на развитие физической ...

Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия
Л.Н. Толстой считал, что воспитание есть умышленное формирование людей по известным образцам. Это высказывание очень точно раскрывает насильственный характер самой природы воспитания, но в процессе воспитания можно смягчать, использовать более опосредованные способы воздействия на воспитуемого, за ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru