Божественная пропорция в искусстве

Страница 1

Золотое сечение в архитектуре

Image18.gif

Рис. 12

В книгах о золотом сечении можно найти замечание о том, что в архитектуре, как и в живописи, все зависит от положения наблюдателя, и что если некоторые пропорции в здании кажутся образующими золотое сечение, то с других точек зрения они будут выглядеть иначе. Золотое сечение дает наиболее спокойное соотношение размеров тех или иных длин.

Золотое сечение можно обнаружить в архитектуре здания Сената в Кремле. Еще один архитектурный шедевр Москвы – дом Пешкова – является одним из наиболее совершенных произведений архитектуры Баженова. Наружный вид дома сохранился почти без изменений до наших дней, несмотря на то, что он сильно обгорел в 1812 году. При восстановлении здание приобрело более массивные формы. Не сохранилась внутренняя планировка здания, о которой дают представления только чертежи нижнего этажа.

Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон (V в. до н. э.).

Рис. 13. Парфенон.

Парфенон имеет 8 колонн по коротким сторонам и 17 по длинным. Выступы сделаны целиком из квадратов пентилейского мрамора. Благородство материала, из которого построен храм, позволило ограничить применение обычной в греческой архитектуре раскраски, она только подчеркивает детали и образует цветной фон (синий и красный) для скульптуры. Отношение высоты здания к его длине равно 0,618. Если произвести деление Парфенона по «золотому сечению», то получим те или иные выступы фасада.

Существуют математические закон архитектурной гармонии. В приложении приведён анализ трёх сооружений, принадлежащих разным эпохам и стилям в архитектуре, с помощью золотого сечения: храм Агии Софии в Константинополе – памятник Византии (приложение 4), Смольный собор в. Санкт – Петербурге (приложение 5), собор в Ульме в Германии (приложение 6). Как видно из рисунков, большинство пропорциональных соотношений этих зданий являются соотношениями золотого сечения.

Римский архитектор Ветрувий написал сочинение «Об архитектуре», включающее в себя десять книг. Особое внимание в этих книгах уделено пропорциям человеческого тела, которое Ветрувий перенёс на здания. Он считал, что без симметрии и пропорции строение храма лишено правильности, свойственно хорошо сложенному человеку.

Меры длины у различных народов являются производными от размеров члена человеческого тела, которые постоянно служили основой производимых при строительстве измерений. Длина стопы человека – фут (0,3087 м) была одна из основной античных мер.

При строительстве храма в честь Дианы, греки для колоннады взяли пропорции, свойственные стройной женщине. Толщина колонны в этой колоннаде составляла 1/8 высоты, а высота капители – 1/3 толщины. Новый ордер получил название ионический, а колонны, возводимые по канонам этого ордера, напоминали изяществом, украшениями и пропорциями стройную женщину.

Зодчие и архитекторы древности знали о золотой пропорции и сознательно применяли её. Однако теорию гармонизации пропорции в строительстве создал известный французский архитектор Ле Корбюзье. В системе, названной «Модулор», он объединил существующее предложение о пропорциях человеческого тела с математическими принципами золотого сечения.

«Золотая пропорция» живописи

Долгое время считали, что в изобразительном искусстве теория художнику не нужна, а знакомство с наукой не обязательно. Многие даже считали, что это мешает свободному индивидуальному творчеству. Но мастера древней Греции, умевшие сознательно пользоваться законами золотого сечения применяли их для создания гармонии в произведениях и добились такого совершенств строения форм, выражающие их общественные идеалы, какое редко встречается в практике мирового искусства. Вся античная культура прошла под знаком золотой пропорции. Знали эту пропорцию и в древнем Египте. Знание законов золотого сечения или непрерывного деления помогает художнику творить осознанно и свободно. Используя закономерности золотого деления можно исследовать пропорциональную структуру любого художественного произведения.

В. И. Суриков говорил, что в композиции есть свой закон, благодаря которому в картину ничего нельзя добавить и ничего нельзя от неё отнять.

При переносе геометрического способа деления на картину или эскиз поступают так: половину длины картины или эскиза откладывают на высоту или на продолжение высоты, если эскиз узкого формата. Полученную точку С соединяют с левым нижним углом картины, и т. д.(рис. 14)

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Анализ учебных программ и методической литературы по изучению тем деревообработки в 5 классе
В анализе учебных программ по технологии обработки древесины для учащихся 5 класса объемом 16 часов рассматриваются следующие: Вводное занятие (2ч) Содержание и задачи раздела «Технология обработки древесины». Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное раз ...

Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия
Л.Н. Толстой считал, что воспитание есть умышленное формирование людей по известным образцам. Это высказывание очень точно раскрывает насильственный характер самой природы воспитания, но в процессе воспитания можно смягчать, использовать более опосредованные способы воздействия на воспитуемого, за ...

Понятие «Природопользование»
Прежде чем более детально разбирать сам курс и рекомендации к курсу «Природопользование», а также формы, методы и приёмы, средства обучения, содержание курса и, может быть, средства контроля, необходимо сначала дать определение самому термину «природопользование». Проанализировать, как трактуется э ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru