Среди открывшихся за последнее время в С. - Петербурге учреждений нового типа есть школа-центр (Невский р-н), работающая на стыке педагогики и медицины.
Статистика показывает, что количество обращений к психологам, психиатрам и невропатологам по поводу различного рода нарушений у детей с каждым годом возрастает, и проблема оказания им помощи в целях своевременной реабилитации остро стоит перед врачами и дефектологами.
Оценка уровня интеллектуального развития детей, испытывающих затруднения в освоении учебной программы массовых общеобразовательных школ, и соединение учебно-воспитательной работы с научно-диагностической становятся необходимостью.
Социальные условия, ухудшение которых в настоящее время мы наблюдаем, в большой степени оказывают влияние на уровень интеллектуального развития детей. Поэтому наряду со школьниками, имеющими органические или функциональных нарушения центральной нервной системы, встречаются и такие, которые имеют выраженное снижение интеллектуального развития вследствие неблагоприятных условий, в которых они живут.
Одноразовое обследование, даже если оно носит комплексный характер, не может дать окончательного ответа на вопрос о причинах нарушения психического развития школьника, глубине и обратимости наблюдаемых отклонений. Поэтому появление в сентябре 1992г. действующей школы-центра интегрированного обучения и диагностики № 34 педагогической общественностью города было оценено как своевременное.
Нами были разработаны вопросы организации учебного и диагностического центра и его концепция. В основе последней лежит возможность ранней диагностики отклонений психического развития, комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностическо-реабилитационному процессу, гибкого динамичного подбора разноуровневых и разнотемповых учебных программ для каждого учащегося с учетом его личностных особенностей и резервных возможностей.
В школе-центре созданы оптимальные условия для проведения динамичного наблюдения и обследования психологом, невропатологом, психиатром, дефектологом, логопедом, педиатром детей в процессе овладения ими одной из четырех программ: для детей с нормальным интеллектом, для детей с задержкой психического развития и для детей с умственной отсталостью в степени дебильности и имбецильности.
Специалисты, развивая способности ребенка, используя все имеющиеся у него резервы развития, осуществляя коррекционно-реабилитационную работу, наблюдают, исследуют и диагностируют глубину нарушений, причины и виды затруднений, возникающих у ребенка в процессе динамики его развития.
Если в процессе диагностики выявляются органические или функциональные нарушения центральной нервной системы, ребенка, по согласованию с родителями, плавно переключают на более легкий тип учебной программы и наблюдают, как идете освоение. В случае если ребенок, напротив, проявил более высокие интеллектуальные способности, чем это было определено первоначальным обследованием, ему предоставляется возможность проверить свои силы в освоении более сложной учебной программы.
Таким образом, в отличие от других школ, работающих по единой программе, в школе-центре для каждого ученика индивидуально подбирается своя, адекватная его возможностям программа, что позволяет ребенку использовать все имеющиеся у него резервы и способности.
Система работы данного образовательного учреждения включает 3блока: учебно-воспитательный, диагностическо-реабилитационный и коррекционно-оздоровительный. Поэтому помимо выбора оптимальной учебной программы в задачу диагностического сектора входит выработка индивидуальной коррекционно-реабилитационной программы, которую осуществляют такие специалисты, как психолог, невропатолог, психиатр, логопед, массажист, дефектолог, фитотерапевт, педиатр, инструктор ЛФК. Пользуясь сетью специальных кабинетов, эти специалисты применяют разнообразные виды коррекции - лечебный и общеукрепляющий массаж, психотренинги, сеансы электросна и др. Для коррекционных занятий, направленных на развитие всех анализаторов и всех видов чувствительности, используется студийная форма работы: есть студии мелкой пластики, сенсорного развития и речедвигательной моторики. Такая форма работы помогает преодолеть трудности межличностных отношений, активизировать познавательную деятельность, при этом у учащихся формируются трудовые навыки, выявляются творческие способности.
Статьи по педагогике:
Рекомендации родителям по организации
социально-педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков
у детей с РДА
Преодолеть проявление аутизма возможно только с участием в коррекционном процессе родителей. Их задача - создать комфортную обстановку ребенку. Обеспечить чувство защищенности и уверенности. Не следует принуждать ребенка к выполнению чего - либо, так как настойчивость будет лишь стимулировать сопро ...
Компьютерное и дистанционное обучение в школе
Программированное и компьютерное обучение в современной школе Программированное обучение — одно из недавних нововведений в дидактике. Его стали использовать только в начале 60-х гг. XX в. Связано это с развитием кибернетики. Программированное обучение необходимо для создания технологии обучения, сп ...
Стиль общения "Учитель-Ученик"
Педагогическое общение, в частности, проблема стиля "Учитель-Ученик" была предметом изучения еще в прошлом веке. Так, например, вопрос об установлении сотрудничающего стиля взаимодействия между педагогом и обучаемым, как показал анализ педагогических журналов, ставился еще в 60-е годы 19 ...