Школа-центр интегрированного обучения и диагностики - новый тип педагогического заведения для детей с отклонениями в развитии

Образование и воспитание » Интеграция детей с нарушенным зрением и слухом » Школа-центр интегрированного обучения и диагностики - новый тип педагогического заведения для детей с отклонениями в развитии

Страница 1

Среди открывшихся за последнее время в С. - Петербурге учреждений нового типа есть школа-центр (Невский р-н), работающая на стыке педагогики и медицины.

Статистика показывает, что количество обращений к психологам, психиатрам и невропатологам по поводу различного рода нарушений у детей с каждым годом возрастает, и проблема оказания им помощи в целях своевременной реабилитации остро стоит перед врачами и дефектологами.

Оценка уровня интеллектуального развития детей, испытывающих затруднения в освоении учебной программы массовых общеобразовательных школ, и соединение учебно-воспитательной работы с научно-диагностической становятся необходимостью.

Социальные условия, ухудшение которых в настоящее время мы наблюдаем, в большой степени оказывают влияние на уровень интеллектуального развития детей. Поэтому наряду со школьниками, имеющими органические или функциональных нарушения центральной нервной системы, встречаются и такие, которые имеют выраженное снижение интеллектуального развития вследствие неблагоприятных условий, в которых они живут.

Одноразовое обследование, даже если оно носит комплексный характер, не может дать окончательного ответа на вопрос о причинах нарушения психического развития школьника, глубине и обратимости наблюдаемых отклонений. Поэтому появление в сентябре 1992г. действующей школы-центра интегрированного обучения и диагностики № 34 педагогической общественностью города было оценено как своевременное.

Нами были разработаны вопросы организации учебного и диагностического центра и его концепция. В основе последней лежит возможность ранней диагностики отклонений психического развития, комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностическо-реабилитационному процессу, гибкого динамичного подбора разноуровневых и разнотемповых учебных программ для каждого учащегося с учетом его личностных особенностей и резервных возможностей.

В школе-центре созданы оптимальные условия для проведения динамичного наблюдения и обследования психологом, невропатологом, психиатром, дефектологом, логопедом, педиатром детей в процессе овладения ими одной из четырех программ: для детей с нормальным интеллектом, для детей с задержкой психического развития и для детей с умственной отсталостью в степени дебильности и имбецильности.

Специалисты, развивая способности ребенка, используя все имеющиеся у него резервы развития, осуществляя коррекционно-реабилитационную работу, наблюдают, исследуют и диагностируют глубину нарушений, причины и виды затруднений, возникающих у ребенка в процессе динамики его развития.

Если в процессе диагностики выявляются органические или функциональные нарушения центральной нервной системы, ребенка, по согласованию с родителями, плавно переключают на более легкий тип учебной программы и наблюдают, как идете освоение. В случае если ребенок, напротив, проявил более высокие интеллектуальные способности, чем это было определено первоначальным обследованием, ему предоставляется возможность проверить свои силы в освоении более сложной учебной программы.

Таким образом, в отличие от других школ, работающих по единой программе, в школе-центре для каждого ученика индивидуально подбирается своя, адекватная его возможностям программа, что позволяет ребенку использовать все имеющиеся у него резервы и способности.

Система работы данного образовательного учреждения включает 3блока: учебно-воспитательный, диагностическо-реабилитационный и коррекционно-оздоровительный. Поэтому помимо выбора оптимальной учебной программы в задачу диагностического сектора входит выработка индивидуальной коррекционно-реабилитационной программы, которую осуществляют такие специалисты, как психолог, невропатолог, психиатр, логопед, массажист, дефектолог, фитотерапевт, педиатр, инструктор ЛФК. Пользуясь сетью специальных кабинетов, эти специалисты применяют разнообразные виды коррекции - лечебный и общеукрепляющий массаж, психотренинги, сеансы электросна и др. Для коррекционных занятий, направленных на развитие всех анализаторов и всех видов чувствительности, используется студийная форма работы: есть студии мелкой пластики, сенсорного развития и речедвигательной моторики. Такая форма работы помогает преодолеть трудности межличностных отношений, активизировать познавательную деятельность, при этом у учащихся формируются трудовые навыки, выявляются творческие способности.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Информационные технологии обучения
Информационная технология обучения (ИТО) - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Таким образом, ИТО следует понимать как приложение информаци ...

Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия
Л.Н. Толстой считал, что воспитание есть умышленное формирование людей по известным образцам. Это высказывание очень точно раскрывает насильственный характер самой природы воспитания, но в процессе воспитания можно смягчать, использовать более опосредованные способы воздействия на воспитуемого, за ...

Современная образовательная система в Турции: традиция и тенденции развития
Система образования Турции. Систему образования составляют два основных подразделения, называемых «формальным» и «неформальным» образованием. Формальное образование – это «дошкольное образование», «начальное образование», «среднее образование», и «высшее образование». «Неформальное образование» – э ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru