Теоретические основы проблемы общекультурной компетенции учителя как составной части его педагогической культуры

Образование и воспитание » Общекультурная компетентность учителей » Теоретические основы проблемы общекультурной компетенции учителя как составной части его педагогической культуры

Страница 1

Высокий уровень общекультурной компетенции необходим педагогу для реализации всех трех глобальных целей образовательного процесса: обучения, воспитания и, особенно, развития учащихся. Она выступает важной характеристикой педагогической культуры учителя, одним из неотъемлемых показателей его профессиональной подготовки. Постоянная, целенаправленная работа по повышению уровня общекультурной компетенции учителей - важное условие богатой интеллектуальной жизни учащихся, необходимая предпосылка высокого научного уровня преподавания естественно-математических предметов.

В предлагаемой интерпретации общекультурная компетенция - это понятие, содержание которого нельзя раскрыть, рассматривая его "в одной плоскости" (общекультурный кругозор, профессиональная деятельность, научная подготовка и т. д.); исследуемое понятие требует многоаспектного подхода к его изучению.

Для оценки актуальности проблемы разностороннего изучения общекультурной компетенции учителейпутей ее развития и влияния на успешность педагогической деятельности необходимо принять во внимание, что интенсивное преобразование школы, недостаточно обоснованное с научной точки зрения, породило ряд негативных явлений.

Необходимость научного осмысления проблемы общекультурной компетенции учителей и ее влияния на успешность педагогической деятельности определяется также следующими обстоятельствами:

а) образование следует рассматривать как категорию не только педагогическую, но и культурно-историческую (А. Дистервег, К. Д. Ушинский, В. Л. Бенин, И. В. Бестужев-Лада, А. П. Валицкая, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. Д. Никандров и др.);

б) фундаментальные науки являются неотъемлемой составной частью общечеловеческой культуры (М. В. Волькенштейн, А. Жордан, В. П. Зинченко, П. Л. Капица, Д. Пидоу, Ч. Сноу, Ж. Фуре, Э. Шредингер, И. М. Яглом и др.);

в) массовое образование не в состоянии успевать за бурно развивающимся научным поиском, отражать его влияние на различные стороны общественно-культурной жизни (Д. С. Данин, В. П. Зинченко, Р. Фейнман, Е. Л. Фейнберг и др.).

Теоретические основы проблемы общекультурной компетенции учителя (без использования этого термина) рассматривались в трудах классиков педагогики А. Дистервега, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, в педагогическом наследии С. И. Гессена и Н. К. Крупской. Исследование педагогической культуры как социокультурного феномена проведено в докторских диссертациях В. А. Бенина и Н. В. Седовой. В настоящее время имеются исследования по таким проблемам, как влияние общей культуры учителя на успешность его педагогической деятельности (И. Е. Видт), развитие социально-педагогических ориентаций учителя в процессе повышения квалификации (Г. В. Воронцова), развитие духовной культуры учителя в профессиональной деятельности (М. М. Мукамбаева) и др.

Развернувшееся в последние годы обсуждение путей интеграции школьников в общечеловеческую культуру не нашло должного отражения в контексте личности учителя, его подготовленности к решению данной проблемы. Опыт педагогической практики последних лет свидетельствует, что особую значимость названная проблема приобретает в отношении учителей естественно-математических дисциплин.

Актуальность научного осмысления проблемы обуславливается противоречиями:

- между непрерывно пополняющимися, развивающимися образовательными запросами учащихся и реальной педагогической практикой;

- между возрастающими культурологическими образовательными запросами учащихся и подготовленностью учителя к раскрытию культурного контекста преподаваемого предмета;

- между необходимостью раскрытия в процессе обучения модельного, относительного характера научного познания и реальной школьной практикой;

- между интегрирующим характером основополагающих научных понятий и представлением одних и тех же понятий в различных учебных предметах.

Необходимость усиления культурологической основы образования, его личностной направленности с одной стороны и недостаточная разработанность условий развития общекультурной составляющей педагогической деятельности с другой определили актуальность, значимость и выбор темы исследования "Общекультурная компетенция учителя и ее влияние на успешность педагогической деятельности (на примере учителей естественно-математических предметов)".

Оценка общекультурной компетенции учителя может осуществляться по трем критериям: философские знания, предметно-педагогическая подготовленность к раскрытию гуманитарного содержания основ преподаваемой науки, общекультурная эрудиция, - которые раскрываются через соответствующие показатели. Развитие общекультурной компетенции учителя обеспечивается совокупностью педагогических условий, которая включает:

- интерпретацию общекультурной компетенции учителя как составной части его педагогической культуры;

- организацию специальной целенаправленной работы с учителем по развитию его общекультурной компетенции в процессе дополнительного профессионального образования;

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Категория детства и его проблемы в современном мире
Главными проблемами, от решения которых зависит освещение всех других вопросов педагогической антропологии, являются проблемы детской, природы. Однако на протяжении многих столетий ребенок воспринимался как маленький взрослый, который в соответствии с этим и должен понимать все почти как взрослый. ...

Современная образовательная система в Турции: традиция и тенденции развития
Система образования Турции. Систему образования составляют два основных подразделения, называемых «формальным» и «неформальным» образованием. Формальное образование – это «дошкольное образование», «начальное образование», «среднее образование», и «высшее образование». «Неформальное образование» – э ...

Этапы формирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе
В трудовом обучении все методы могут быть конкретизированы по трем группам – в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические. Каждая группа несет свои функциональные отличия и дидактическую нагрузку. Кроме того, существуют четкие, выработанной практико ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru