Высокий уровень общекультурной компетенции необходим педагогу для реализации всех трех глобальных целей образовательного процесса: обучения, воспитания и, особенно, развития учащихся. Она выступает важной характеристикой педагогической культуры учителя, одним из неотъемлемых показателей его профессиональной подготовки. Постоянная, целенаправленная работа по повышению уровня общекультурной компетенции учителей - важное условие богатой интеллектуальной жизни учащихся, необходимая предпосылка высокого научного уровня преподавания естественно-математических предметов.
В предлагаемой интерпретации общекультурная компетенция - это понятие, содержание которого нельзя раскрыть, рассматривая его "в одной плоскости" (общекультурный кругозор, профессиональная деятельность, научная подготовка и т. д.); исследуемое понятие требует многоаспектного подхода к его изучению.
Для оценки актуальности проблемы разностороннего изучения общекультурной компетенции учителейпутей ее развития и влияния на успешность педагогической деятельности необходимо принять во внимание, что интенсивное преобразование школы, недостаточно обоснованное с научной точки зрения, породило ряд негативных явлений.
Необходимость научного осмысления проблемы общекультурной компетенции учителей и ее влияния на успешность педагогической деятельности определяется также следующими обстоятельствами:
а) образование следует рассматривать как категорию не только педагогическую, но и культурно-историческую (А. Дистервег, К. Д. Ушинский, В. Л. Бенин, И. В. Бестужев-Лада, А. П. Валицкая, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. Д. Никандров и др.);
б) фундаментальные науки являются неотъемлемой составной частью общечеловеческой культуры (М. В. Волькенштейн, А. Жордан, В. П. Зинченко, П. Л. Капица, Д. Пидоу, Ч. Сноу, Ж. Фуре, Э. Шредингер, И. М. Яглом и др.);
в) массовое образование не в состоянии успевать за бурно развивающимся научным поиском, отражать его влияние на различные стороны общественно-культурной жизни (Д. С. Данин, В. П. Зинченко, Р. Фейнман, Е. Л. Фейнберг и др.).
Теоретические основы проблемы общекультурной компетенции учителя (без использования этого термина) рассматривались в трудах классиков педагогики А. Дистервега, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, в педагогическом наследии С. И. Гессена и Н. К. Крупской. Исследование педагогической культуры как социокультурного феномена проведено в докторских диссертациях В. А. Бенина и Н. В. Седовой. В настоящее время имеются исследования по таким проблемам, как влияние общей культуры учителя на успешность его педагогической деятельности (И. Е. Видт), развитие социально-педагогических ориентаций учителя в процессе повышения квалификации (Г. В. Воронцова), развитие духовной культуры учителя в профессиональной деятельности (М. М. Мукамбаева) и др.
Развернувшееся в последние годы обсуждение путей интеграции школьников в общечеловеческую культуру не нашло должного отражения в контексте личности учителя, его подготовленности к решению данной проблемы. Опыт педагогической практики последних лет свидетельствует, что особую значимость названная проблема приобретает в отношении учителей естественно-математических дисциплин.
Актуальность научного осмысления проблемы обуславливается противоречиями:
- между непрерывно пополняющимися, развивающимися образовательными запросами учащихся и реальной педагогической практикой;
- между возрастающими культурологическими образовательными запросами учащихся и подготовленностью учителя к раскрытию культурного контекста преподаваемого предмета;
- между необходимостью раскрытия в процессе обучения модельного, относительного характера научного познания и реальной школьной практикой;
- между интегрирующим характером основополагающих научных понятий и представлением одних и тех же понятий в различных учебных предметах.
Необходимость усиления культурологической основы образования, его личностной направленности с одной стороны и недостаточная разработанность условий развития общекультурной составляющей педагогической деятельности с другой определили актуальность, значимость и выбор темы исследования "Общекультурная компетенция учителя и ее влияние на успешность педагогической деятельности (на примере учителей естественно-математических предметов)".
Оценка общекультурной компетенции учителя может осуществляться по трем критериям: философские знания, предметно-педагогическая подготовленность к раскрытию гуманитарного содержания основ преподаваемой науки, общекультурная эрудиция, - которые раскрываются через соответствующие показатели. Развитие общекультурной компетенции учителя обеспечивается совокупностью педагогических условий, которая включает:
- интерпретацию общекультурной компетенции учителя как составной части его педагогической культуры;
- организацию специальной целенаправленной работы с учителем по развитию его общекультурной компетенции в процессе дополнительного профессионального образования;
Статьи по педагогике:
Динимака экзаменационных заданий по типу и содержанию
Работа включает в себя 3 типа заданий (задания с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом) и общее количество заданий равно 30 (в 2012 году предполагается сделать 31 задание) [3]. Изменение количества заданий экзаменационных работ по типу и по годам проведения представлены в таблице ...
Диагностика навыков культурного поведения у подростков с
нарушением интеллекта
На практическом этапе исследования с подростками с нарушением интеллекта в коррекционной школе-интернате был проведён тест на знание правил поведения при общении с людьми в различных ситуациях. На вопросы теста отвечали учащиеся 8 класса. Возраст учащихся 14-15 лет, всего в классе 12 человек: 7 дев ...
Основной источник страха у борцов и
пути его преодоления
Основным источником страха у борцов являются приемы, связанные с болевыми ощущениями. Коренное их отличие от других технических действий в том, что не судья, а сам борец определяет свое поражение. Для этого достаточно сказать "есть" или просто вскрикнуть. Особую значимость среди них имеют ...