Общекультурная компетентность учителей

Образование и воспитание » Общекультурная компетентность учителей

Происходящие в стране масштабные социально-экономические преобразования инициировали культуротворческие функции общеобразовательной школы. В условиях, когда ей предстоит решать задачи превращения образовательного процесса в средство передачи культурно-исторического наследия человечества, проблемы, связанные с изучением различных характеристик профессионально-педагогической культуры учителя, приобретают особую актуальность. Формирующаяся парадигма образования предполагает, что учитель должен обладать качествами подлинного интеллигента, сочетать необходимый профессионализм и высокий уровень общей культуры.

По мере повышения научно-теоретического уровня и информационной насыщенности содержания образования в средней школе растет потребность в совершенствовании не только психолого-педагогических и научно-предметных знаний учителей, но и в улучшении их культурологической подготовки, вооружении знаниями, необходимыми для осмысления социокультурного контекста преподаваемой науки. Для учителей в современных условиях особенно важно сочетать глубину знаний по предмету с широкой эрудицией в других областях человеческой деятельности. Учитель призван стать подлинным просветителем, способным осмысливать фактический материал с философских позиций, осознавать место и значение науки в системе общечеловеческих ценностей.

В этой связи важным условием повышения уровня педагогической культуры учителей является развитие их общекультурной компетенции, которая в нашем исследовании интерпретируется как личностная и профессиональная характеристика учителя, показывающая его подготовленность и готовность к приобщению учащихся к культурному контексту преподаваемого предмета.

Цель исследования: выявить сущность общекультурной компетенции учителя, теоретически обосновать педагогические условия ее развития, определить ее влияние на успешность педагогической деятельности.

Объект исследования - общекультурная компетенция учителя как педагогическое явление.

Предмет исследования - педагогические условия эффективного развития общекультурной компетенции учителя как фактора успешности его профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что общекультурная компетенция учителя является фактором, способствующим повышению эффективности педагогической деятельности

Для решения проблемы исследования определены следующие задачи:

- теоретически обосновать сущность общекультурной компетенции учителя как составной части его педагогической культуры;

- определить критерии и показатели оценки общекультурной компетенции учителей;

Научная новизна исследования заключается в:

- раскрытии понятия общекультурной компетенции учителя как составной части его педагогической культуры;

- разработке путей развития общекультурной компетенции учителя;

- определении критериев и показателей общекультурной компетенции учителя.

Теоретическая значимость исследования состоит в

- обосновании целостного представления об общекультурной компетенции учителя как педагогическом явлении;

- выявлении педагогических условий эффективного развития общекультурной компетенции учителя;

- определении путей развития и критериев общекультурной компетенции учителя.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в соответствии с теоретическими положениями.

Статьи по педагогике:

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на лекции
В активизации познавательной деятельности студентов большую роль играет умение преподавателя побуждать их к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главного. Если преподаватель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, то есть со ...

Анализ подходов к проблеме развития мелкой моторики у детей в педагогике и психологии
Результаты проведенных психологами исследований и наблюдений показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицате ...

Правила составления списка использованных источников
Список должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении отчета. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. Содержание списка использованных источников определяет автор работы, исходя из цели и задач ее выполнения. Последовательность расположения ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru