Общекультурная компетентность учителей

Образование и воспитание » Общекультурная компетентность учителей

Происходящие в стране масштабные социально-экономические преобразования инициировали культуротворческие функции общеобразовательной школы. В условиях, когда ей предстоит решать задачи превращения образовательного процесса в средство передачи культурно-исторического наследия человечества, проблемы, связанные с изучением различных характеристик профессионально-педагогической культуры учителя, приобретают особую актуальность. Формирующаяся парадигма образования предполагает, что учитель должен обладать качествами подлинного интеллигента, сочетать необходимый профессионализм и высокий уровень общей культуры.

По мере повышения научно-теоретического уровня и информационной насыщенности содержания образования в средней школе растет потребность в совершенствовании не только психолого-педагогических и научно-предметных знаний учителей, но и в улучшении их культурологической подготовки, вооружении знаниями, необходимыми для осмысления социокультурного контекста преподаваемой науки. Для учителей в современных условиях особенно важно сочетать глубину знаний по предмету с широкой эрудицией в других областях человеческой деятельности. Учитель призван стать подлинным просветителем, способным осмысливать фактический материал с философских позиций, осознавать место и значение науки в системе общечеловеческих ценностей.

В этой связи важным условием повышения уровня педагогической культуры учителей является развитие их общекультурной компетенции, которая в нашем исследовании интерпретируется как личностная и профессиональная характеристика учителя, показывающая его подготовленность и готовность к приобщению учащихся к культурному контексту преподаваемого предмета.

Цель исследования: выявить сущность общекультурной компетенции учителя, теоретически обосновать педагогические условия ее развития, определить ее влияние на успешность педагогической деятельности.

Объект исследования - общекультурная компетенция учителя как педагогическое явление.

Предмет исследования - педагогические условия эффективного развития общекультурной компетенции учителя как фактора успешности его профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что общекультурная компетенция учителя является фактором, способствующим повышению эффективности педагогической деятельности

Для решения проблемы исследования определены следующие задачи:

- теоретически обосновать сущность общекультурной компетенции учителя как составной части его педагогической культуры;

- определить критерии и показатели оценки общекультурной компетенции учителей;

Научная новизна исследования заключается в:

- раскрытии понятия общекультурной компетенции учителя как составной части его педагогической культуры;

- разработке путей развития общекультурной компетенции учителя;

- определении критериев и показателей общекультурной компетенции учителя.

Теоретическая значимость исследования состоит в

- обосновании целостного представления об общекультурной компетенции учителя как педагогическом явлении;

- выявлении педагогических условий эффективного развития общекультурной компетенции учителя;

- определении путей развития и критериев общекультурной компетенции учителя.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в соответствии с теоретическими положениями.

Статьи по педагогике:

Структура эмоциональных реакций дошкольника
К дошкольному возрасту изменяется структура самих эмоциональных реакций. 1. Эмоциональная сфера. Малыши. Восприятие аффективно окрашено. Эмоциональность обусловлена конкретной ситуацией: - Может ли получить предмет - Успешно ли действует с игрушкой - Помогает ли ему взрослый Дошкольники. Более спок ...

Сравнительный анализ урока с использованием мультимедиа с традиционным уроком
В экспериментальном классе по сравнению с контрольным урок прошел динамичней и непринужденней, у учащихся 3а класса наблюдался повышенный интерес к новой теме. Таблица 1 Количественные показатели инициативности учащихся в контрольном и экспериментальном классах В экспериментальном классе В контроль ...

Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
В своем развитии ребенок проходит ряд этапов, или возрастных периодов, а именно: младенчество (от рождения до одного года); раннее детство (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет); подростковый, или средний школьный возраст (от 10-11 до ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru