Теоретические основы
Процессы модернизации образования направлены на созидание и развитие социально-экономической и культурной жизни российского общества, подготовку выпускника школы XXI века, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами, которые дадут ему гибкость и устойчивость в постоянно меняющихся условиях развития страны. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» целевая направленность современной школы связывается с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в овладении и применении общеучебных знаний, умений и навыков. Формирование личности ученика, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность и толерантность, современный тип мышления, ответственность и воля в принятии решений в различных жизненных ситуациях, позволит гармонизировать отношения с окружающим его миром, адаптироваться к условиям современного общества адекватно социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям бытия.
Какие компетенции являются ключевыми для современной школы? Какая компетентность может развиваться в школе: образовательная или социальная? Чем отличается педагогическая система, цель которой ЗУН, от системы, в задачи которой входит развитие компетентности? Рассмотрим само понятие компететности, и как этот термин используется в образовании, а также каковы факторы, влияющие на её развитие. По определению Хуторского А. компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету его деятельности.
Понятие компетентность и компетенция могут использоваться как синонимы. Нестеров В.В. и Белкин А.С. в книге «Педагогическая компетентность» предлагают следующее их разделение. Компетенция рассматривается как внешнее условие, возможность для индивида осуществлять какую-либо деятельность, а компетентность - как способность самого человека.
Джон Равен компетентностное поведение обуславливает мировоззрением человека, его пониманием необходимости совершения определенных действий для жизни сегодня.
Важным в трактовке Равенна является то, что он рассматривает компетентность как универсальное свойство личности, специфическое по отношению к разным видам деятельности. Он различает специальную, социальную и личностно-индивидуальную компетентность, где роль внутренних средств,несомненно, значима как ведущий фактор в достижении лучшего результата. По мнению Дж. Равена развитие компетентности неразрывно связано с системой ценностей, «поэтому выявление ценностных ориентаций индивида, оказание ему помощи с целью более ясного их осознания, разрешение ценностных конфликтов и оценки альтернатив представляет собой основу любой программы развития компетентности».
Взяв за основу компетентностного подхода идеи Дж. Равена, в модели компетентности Т.П. Афанасьева, Н. В. Немовакогнитивные составляющие представляет как процесс целеполагания и проектирования деятельности с учетом возможных рисков и препятствий, аффективные составляющие - как эмоциональную мотивацию на выполнение задач, волевые составляющие - как способности интенсификации собственного труда за счет способности преодоления трудностей.
Наиболее приемлемыми для педагогической практики в компетентностном подходе к обучению учащихся являются идеи О.Е. Лебедева, утверждающего значимость компетентностного подхода с позиций успешной адаптации выпускников к жизни в обществе. Согласно его идеям, выделяются следующие компоненты компетентностей обучающихся:
общеучебная компетентность - высокая информированность учащихся об основных идеях, понятиях, концепциях в предметных областях знаний; сформированностьобщеучебных (дидактических) умений и навыков, интеллектуальных способностей в самостоятельном приобретении новых знаний, средств и способов познавательной деятельности и др.;
Статьи по педагогике:
Нарушения звуко-слоговой структуры слова у
дошкольников с общим недоразвитием речи
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикулярной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. У детей с общим недоразвитием речи отмечается незаконченность процессов формирования артикулир ...
Методика проведения вводного инструктажа
В качестве основных в разделе следует определить и обосновать следующие вопросы: содержание проверки знаний и умений, с которыми учащийся приступает к уроку; содержание объяснений мастера; содержание личного показа мастера; последовательность изложения нового материала; методы ознакомления учащихся ...
Сущность отметки и оценки
Оценка и отметка имеют свои особенности и последствия. Например, оценка – это процесс оценивания, осуществляемый человеком, а отметка – это результат этого процесса. Отметка представляет собой результат оенки, она формальна, но, что она принесет ребенку, для которого она была выведена не известно и ...