Математику обычно относят к естественнонаучным дисциплинам, и из всех других наук наиболее близкой к ней считается физика. Достаточно вспомнить об ученых степенях кандидата и доктора физико-математических наук.
Однако за последнее время появились и другие классификации. Физик Л.Д. Ландау шутил, что все науки делятся на естественные (физика и др.), неестественные (история и др.) и противоестественные (математические). Математик И.М. Яглом уже всерьез отделял математику от всех остальных наук: “Естественные науки — физика, химия, астрономия, биология, медицина . — изучают окружающий нас мир; гуманитарные — история, литература, филология, юриспруденция, социология, . — человеческое общество, также представляющее собой реальность, поддающуюся наблюдениям и даже эксперименту; математика же (ибо группа математических наук сводится к одной науке — математике) изучает самое себя. С этой, безусловно, самой основной точки зрения различие между математикой и “нематематикой” оказывается несравненно более глубоким, чем различие между естественными и гуманитарными дисциплинами”.
В той же книге И.М. Яглом приводит как дискуссионное мнение А.В. Гладкого о том, что математика — это наука гуманитарная. С этим мнением нельзя не согласиться, ибо, изучая саму себя, математика имеет своим объектом результаты деятельности человеческого разума, что роднит ее с искусствознанием и науковедением.
Обратимся к проблеме математического образования в гуманитарных классах. Каким должно быть преподавание математики в классах с различной профильной направленностью? Что общего и чем отличается обучение математике в этих классах? Нужна ли вообще математика в гуманитарных классах?
Хорошо известно, что математика является объектом общей культуры человека. Она нужна и художнику, и биологу, и музыканту. Это связано с тем, что рациональные (мышление) и иррациональные (ощущение) психические функции у большинства людей взаимосвязаны, поэтому подавление одних может немедленно ослабить и другие. Проблемы обучения математике в классах гуманитарного профиля, а также изучение индивидуальных особенностей учеников-гуманитариев (преобладание наглядно-образного мышления, богатое воображение, ярко выраженная эмоциональность восприятия окружающей действительности, интерес к вопросам истории математики, занимательному материалу, проявлению красоты математики в произведениях искусства, явлениях живой и неживой природы) разрабатываются в течении серидины ХХ - ХХI.
Однако в этих исследованиях далеко не в полной мере учтен разнородный состав школьников, избравших конкретный раздел гуманитарного профиля образования. В частности, то, что справедливо относительно будущих историков или, например, художников, может быть не вполне приемлемо для учащихся классов сугубо лингвистической направленности (иностранные и родной языки, литература, журналистика), в последнее время приобретающих все большее распространение в современной школе. При этом недостаточно учитывается, например, тот факт, что математика произошла из языка и до сих пор является своеобразным языком, строящимся по специфическим правилам и предназначенным для максимально точного описания определенных характеристик (пространственных, количественных) действительного мира. Такая общность реального языка и математических конструкций не только говорит о возможности развития языкознания путем его формализации, но и должна вносить соответствующие коррективы в процесс усвоения содержания затрагиваемых предметов.
Математическая память.
В результате многочисленных специальных экспериментов выяснилось, что все способности человека имеют некую общую основу, важную для развития и проявления практически любой из них. Общие способности определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности, именно поэтому их часто и называют умственными способностями. Можно привести много впечатляющих примеров того, как один и тот же человек с успехом занимался различными видами деятельности. Например, А.С. Пушкин был не только гениальным поэтом, но и признанным мастером портретной графики. Он в совершенстве владел французским языком, глубоко изучал историю и вообще, по мнению современников, был одним из умнейших людей своего времени. Создатель "Горя от ума" А.С. Грибоедов известен еще как дипломат и музыкант. Крупнейший ученый древности Архимед соединял в себе математика, механика, физика, инженера. Великие художники эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер не просто увлекались математикой, но и добились известных результатов в теории многогранников и теории перспективы. Этот ряд примеров далеко не заканчивается перечисленными персоналиями.
Статьи по педагогике:
Система повторения пройденного и справочные материалы учебников и учебных
пособий
Регулярность повторения – необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения, изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения ка ...
Структура эмоциональных реакций дошкольника
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребено ...
Перспективы развития дистанционного обучения
Развитие отечественного образования является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом. По мнению экспертов, одним из путей решения данной проблемы может стать дистанционное обучение. Без сомнения, онлайн-обучение ни в коем случае не сможет стать заменой традиционному обучению. Оно не в сос ...