Место математики в гуманитарных классах

Страница 1

Математику обычно относят к естественнонаучным дисциплинам, и из всех других наук наиболее близкой к ней считается физика. Достаточно вспомнить об ученых степенях кандидата и доктора физико-математических наук.

Однако за последнее время появились и другие классификации. Физик Л.Д. Ландау шутил, что все науки делятся на естественные (физика и др.), неестественные (история и др.) и противоестественные (математические). Математик И.М. Яглом уже всерьез отделял математику от всех остальных наук: “Естественные науки — физика, химия, астрономия, биология, медицина . — изучают окружающий нас мир; гуманитарные — история, литература, филология, юриспруденция, социология, . — человеческое общество, также представляющее собой реальность, поддающуюся наблюдениям и даже эксперименту; математика же (ибо группа математических наук сводится к одной науке — математике) изучает самое себя. С этой, безусловно, самой основной точки зрения различие между математикой и “нематематикой” оказывается несравненно более глубоким, чем различие между естественными и гуманитарными дисциплинами”.

В той же книге И.М. Яглом приводит как дискуссионное мнение А.В. Гладкого о том, что математика — это наука гуманитарная. С этим мнением нельзя не согласиться, ибо, изучая саму себя, математика имеет своим объектом результаты деятельности человеческого разума, что роднит ее с искусствознанием и науковедением.

Обратимся к проблеме математического образования в гуманитарных классах. Каким должно быть преподавание математики в классах с различной профильной направленностью? Что общего и чем отличается обучение математике в этих классах? Нужна ли вообще математика в гуманитарных классах?

Хорошо известно, что математика является объектом общей культуры человека. Она нужна и художнику, и биологу, и музыканту. Это связано с тем, что рациональные (мышление) и иррациональные (ощущение) психические функции у большинства людей взаимосвязаны, поэтому подавление одних может немедленно ослабить и другие. Проблемы обучения математике в классах гуманитарного профиля, а также изучение индивидуальных особенностей учеников-гуманитариев (преобладание наглядно-образного мышления, богатое воображение, ярко выраженная эмоциональность восприятия окружающей действительности, интерес к вопросам истории математики, занимательному материалу, проявлению красоты математики в произведениях искусства, явлениях живой и неживой природы) разрабатываются в течении серидины ХХ - ХХI.

Однако в этих исследованиях далеко не в полной мере учтен разнородный состав школьников, избравших конкретный раздел гуманитарного профиля образования. В частности, то, что справедливо относительно будущих историков или, например, художников, может быть не вполне приемлемо для учащихся классов сугубо лингвистической направленности (иностранные и родной языки, литература, журналистика), в последнее время приобретающих все большее распространение в современной школе. При этом недостаточно учитывается, например, тот факт, что математика произошла из языка и до сих пор является своеобразным языком, строящимся по специфическим правилам и предназначенным для максимально точного описания определенных характеристик (пространственных, количественных) действительного мира. Такая общность реального языка и математических конструкций не только говорит о возможности развития языкознания путем его формализации, но и должна вносить соответствующие коррективы в процесс усвоения содержания затрагиваемых предметов.

Математическая память.

В результате многочисленных специальных экспериментов выяснилось, что все способности человека имеют некую общую основу, важную для развития и проявления практически любой из них. Общие способности определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности, именно поэтому их часто и называют умственными способностями. Можно привести много впечатляющих примеров того, как один и тот же человек с успехом занимался различными видами деятельности. Например, А.С. Пушкин был не только гениальным поэтом, но и признанным мастером портретной графики. Он в совершенстве владел французским языком, глубоко изучал историю и вообще, по мнению современников, был одним из умнейших людей своего времени. Создатель "Горя от ума" А.С. Грибоедов известен еще как дипломат и музыкант. Крупнейший ученый древности Архимед соединял в себе математика, механика, физика, инженера. Великие художники эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер не просто увлекались математикой, но и добились известных результатов в теории многогранников и теории перспективы. Этот ряд примеров далеко не заканчивается перечисленными персоналиями.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Основные виды студенческих учебно-научных и творческих работ. Термины и определения
Курсовая работа – самостоятельная разработка конкретной темы по изучаемой дисциплине с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы. Выпу ...

Просвещение в XVI – XVII вв
В XVI – XVII вв. интерес к причинам, определяющим различия между людьми, сильно возрос. В это время борьба против религиозного догматизма и феодализма слилась с критикой теории «врожденных идей» и пропагандой идей всесильности образования. Взгляды на факторы формирования личности тесно связывались ...

Личность и развитие человеческой индивидуальности
Проблема развития человеческого индивида имеет самое прямое отношение к практическим задачам воспитания и обучения. Индивид — это человек как представитель человеческого рода вообще или как член того или иного коллектива. Для раскрытия же внутреннего содержания индивида служат понятия «организм» и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru