Для того чтобы способности дали о себе знать, нужна соответствующая среда, соответствующее обучение. Если этого нет, то возможности человека могут и не проявиться. К сожалению, довольно часто человек даже не подозревает о своих способностях. История знает много ярких примеров того, когда только случайность помогла человеку найти свой путь. Например, знаменитый математик, создатель московской математической школы Н.Н. Лузин рассказывал, что в гимназии плохо успевал по математике, пока отец не нашел ему репетитора, который начал занятия с самых азов и постепенно внушил своему подопечному глубокое понимание красоты математики.
Приведенные примеры указывают на недопустимость ранней специализации. Психологи называют определенные возрастные периоды, наиболее благоприятные для развития специальных способностей. Для различных способностей такие периоды неодинаковы. Наиболее ранний период имеют способности музыкальные и лингвистические. Они ярко проявляются уже в начальных классах. Математические же способности обнаруживаются позже, в среднем школьном возрасте, приблизительно к 14-15 годам. Они могут проявиться немного раньше, но могут и позже. Отсюда вывод: нельзя исключать из школьных программ предметы, носящие общекультурный, развивающий характер, к которым, безусловно, относится и математика.
При введении курса математики в гуманитарном классе мы развиваем не только логическое мышление, но и понятийный аппарат учащихся.
Существует распространенное мнение, что математика в гуманитарных классах — это просто математика для неспособных к ней, математика для слабых. И что состоять она должна лишь из обязательного минимума («задач на тройку»). Якобы, изучая ту или иную теорему в гуманитарном классе, ее не обязательно доказывать, а надо лишь научить простейшим применениям этой теоремы. Известны школы с сильными гуманитарными классами, в которых математику преподают именно так. Нам известно, какое отвращение к математике испытывают ученики этих классов.
Представление о математике как о науке гуманитарной в корне меняет такой взгляд. С этой точки зрения рассматривают математику в гуманитарных классах А.В. Гладкий и Г.Е. Крейдлин в журнале «Математика в школе»: “ .в гуманитарной школе математика не должна быть падчерицей среди других дисциплин. Но преподавать ее следует именно в гуманитарном аспекте, вынося на первый план ее общечеловеческий характер. Этим должны определяться и содержание курса, и конкретные способы преподавания. Говоря о содержании любого курса математики (независимо от особенностей школы), можно выделить три основных аспекта: логический, образный и технический. Для гуманитарной школы наиболее важен первый из них. Формировать понятия, строить классификации, отделяя существенные признаки от несущественных, проводить строгие рассуждения - вот главное, чему должен научиться в курсе математики ученик такой школы”.
Итак, здесь же рекомендуют следующие принципиальные задачи преподавания математики в гуманитарных классах:
усилить (а не ослаблять) идейную сторону преподавания математики;
ослабить (а не усиливать) рутинную техническую сторону преподавания.
Иначе говоря, в гуманитарных классах нужно преподавать математику более для головы, чем для рук.
Основные принципы обучения «для головы, а не для рук»:
1. Направленность обучения на развитие личности ученика, формирование для каждого школьника своего собственного индивидуального стиля деятельности.
2. Вариативность обучения, т.е. разнообразие его содержания, форм и методов. Этот принцип обеспечивает каждому учащемуся возможность выбрать учебный материал в соответствии со своими индивидуальными возможностями и интересами, предпочтительными формами и методами работы. При этом основное содержание обучения, конечно, не может быть свободным, добровольным или выборочным.
3. Валидность обучения, означающая достаточно высокую значимость математического материала для достижения результатов обучения.
Статьи по педагогике:
Различия в восприятии культурных концептов
в процессе межкультурного общения
Любой человек видит мир в определенных культурных рамках. Но эти культурные рамки (нормы), как правило, не осознаются индивидом, ибо чаще всего настолько ему присущи, что составляют часть его личности. Осознание норм поведения и мышления собственной культуры возможно только в том случае, когда прои ...
Функциональное состояние как биологическая основа проявления личности и
поведения
Оценка взаимосвязи генотипа и его фенотипического проявления всегда остается одной из фундаментальных проблем науки. В отношении характера считается, что именно биологические процессы определяют его. Генотип играет более важную роль в формировании соответствующего ему поведения, чем окружающая сред ...
Психолого-педагогические особенности учащихся гуманитарных классов
Исходя из анализа наблюдений, анкетирования, опыта преподавания в профильных классах, исследователи выделяют следующие психолого-педагогические особенности учащихся гуманитарных классов: 1. У учащихся гуманитарных классов преобладает наглядно-образное мышление, а математических - абстрактно-логичес ...