Психология и педагогика ребенка от рождения до школы

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Психология и педагогика ребенка от рождения до школы

Страница 1

Период от рождения человека до школы (6—7 лет) очень насыщен в плане характеристики, и нет возможности представить его, как, кстати, и другие этапы возрастного развития, в полноценном и всестороннем описании, да еще с позиций, как психологии, так и педагогики: Однако дать общую характеристику психолого-педагогических проблем возраста в данном пособии считаем необходимым.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Отделившись от матери физически в момент рождения, ребенок связан с ней, биологически, психологически, социально. Ни одной своей потребности он не в состоянии удовлетворить сам. Он от общения с мамой, отцом, другими окружающими его людьми получает самое главное, что сделает его человеком. Такая полная зависимость от взрослого окружения составляет специфику социальной ситуации развития младенца. Показателем того, что заканчивается переходный этап новорожденности и начинается собственно младенчество, является становление у ребенка потребности в общении — появление «комплекса оживления» при виде матери (примерно в 1 месяц). Возникают ли в этот период какие-то педагогические задачи? Конечно, да. Это, прежде всего активное общение матери с ребенком — и тактильное, и самое главное — речевое. Уже в этот период начинают закладываться реакции ребенка, формируемые реакцией взрослых, прежде всего, матери, на плач ребенка. Л.С. Выготский писал о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» новорожденного. У ребенка в этот период возникают слуховые и зрительные сосредоточения. Отсюда чем богаче и разнообразнее будет мир звуков и красок вокруг ребенка, их щадящий или агрессивный уровень, тем своеобразнее будет идти процесс психического развития.

В период собственно младенчества идет очень бурное развитие восприятия, движений и действий, памяти, эмоций. И способствует или препятствует этому соответствующая воспитательная тактика взрослого окружения. Так, познавательному развитию ребенка способствует разнообразие получаемых впечатлений. Познавательное развитие младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием младенцев, растущих в разнообразной обстановке, наполненной новыми впечатлениями. Уровень развития восприятия и действий в этот период позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления, развивающихся у ребенка. Для познавательного развития младенца очень важным является развитие движений рук и их мелкой моторики.

Годовалый ребенок ходит или уже активно пытается ходить, выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи. Он начинает говорить, хотя его речь пока ситуативна, многозначна и понятна только тем, кто постоянно находится с ребенком. Центральное новообразование этого периода — потребность в общении с взрослыми. Переходный период между младенчеством и ранним детством называют кризисом 1 года. В этот период необходимо установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности в допустимых пределах, терпение и выдержка окружающих взрослых — все это смягчает кризис, помогает ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.

В конце младенчества ребенок становится биологически независимым от матери. Психологическое отделение от матери наступает в раннем детстве (от 1 года до 3 лет): у него появляются новые физические возможности, интенсивно развиваются психологические функции, к концу периода появляются зачатки самосознания. Мышление в этот возрастной период наглядно-действенное. Это аналог «сенсомоторного интеллекта» по Ж. Пиаже. Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. В этот период желания ребенка неустойчивы и быстропреходящи, их ограничивают только наказания и поощрения взрослых. В этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов. В общении с близкими взрослыми преобладают мотивы сотрудничества, но сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. В раннем возрасте характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. К трем годам наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Отметка в школьной жизни ребенка
Школьная жизнь ребенка яркая и разнообразная. Она заполнена различными видами деятельности и общения. В своем общении с другими ребенок действует почти бессознательно, импульсивно, эмоционально. Это все происходит по той простой причине, что с самого раннего детства у него возникла потребность обще ...

Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией
Методические рекомендации разработаны с учетом особенностей работы логопеда в МДОУ №12 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Следует отметить, что в детском саду №12 «Ромашка» компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата сложилась св ...

Задачи, методы, организация, исследование физкультурно-оздоровительных праздников для детей младшего школьного возраста
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннего развитие личности школьника - это крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и умение осуществлять физкультурно-оздоровител ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru