Психология и педагогика ребенка от рождения до школы

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Психология и педагогика ребенка от рождения до школы

Страница 1

Период от рождения человека до школы (6—7 лет) очень насыщен в плане характеристики, и нет возможности представить его, как, кстати, и другие этапы возрастного развития, в полноценном и всестороннем описании, да еще с позиций, как психологии, так и педагогики: Однако дать общую характеристику психолого-педагогических проблем возраста в данном пособии считаем необходимым.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Отделившись от матери физически в момент рождения, ребенок связан с ней, биологически, психологически, социально. Ни одной своей потребности он не в состоянии удовлетворить сам. Он от общения с мамой, отцом, другими окружающими его людьми получает самое главное, что сделает его человеком. Такая полная зависимость от взрослого окружения составляет специфику социальной ситуации развития младенца. Показателем того, что заканчивается переходный этап новорожденности и начинается собственно младенчество, является становление у ребенка потребности в общении — появление «комплекса оживления» при виде матери (примерно в 1 месяц). Возникают ли в этот период какие-то педагогические задачи? Конечно, да. Это, прежде всего активное общение матери с ребенком — и тактильное, и самое главное — речевое. Уже в этот период начинают закладываться реакции ребенка, формируемые реакцией взрослых, прежде всего, матери, на плач ребенка. Л.С. Выготский писал о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» новорожденного. У ребенка в этот период возникают слуховые и зрительные сосредоточения. Отсюда чем богаче и разнообразнее будет мир звуков и красок вокруг ребенка, их щадящий или агрессивный уровень, тем своеобразнее будет идти процесс психического развития.

В период собственно младенчества идет очень бурное развитие восприятия, движений и действий, памяти, эмоций. И способствует или препятствует этому соответствующая воспитательная тактика взрослого окружения. Так, познавательному развитию ребенка способствует разнообразие получаемых впечатлений. Познавательное развитие младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием младенцев, растущих в разнообразной обстановке, наполненной новыми впечатлениями. Уровень развития восприятия и действий в этот период позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления, развивающихся у ребенка. Для познавательного развития младенца очень важным является развитие движений рук и их мелкой моторики.

Годовалый ребенок ходит или уже активно пытается ходить, выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи. Он начинает говорить, хотя его речь пока ситуативна, многозначна и понятна только тем, кто постоянно находится с ребенком. Центральное новообразование этого периода — потребность в общении с взрослыми. Переходный период между младенчеством и ранним детством называют кризисом 1 года. В этот период необходимо установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности в допустимых пределах, терпение и выдержка окружающих взрослых — все это смягчает кризис, помогает ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.

В конце младенчества ребенок становится биологически независимым от матери. Психологическое отделение от матери наступает в раннем детстве (от 1 года до 3 лет): у него появляются новые физические возможности, интенсивно развиваются психологические функции, к концу периода появляются зачатки самосознания. Мышление в этот возрастной период наглядно-действенное. Это аналог «сенсомоторного интеллекта» по Ж. Пиаже. Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. В этот период желания ребенка неустойчивы и быстропреходящи, их ограничивают только наказания и поощрения взрослых. В этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов. В общении с близкими взрослыми преобладают мотивы сотрудничества, но сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. В раннем возрасте характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. К трем годам наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Педагогические вопросы развития творчества студентов в научно-
Проблема сущности профессиональной подготовки учителя всегда была одним из значимых вопросов педагогической теории и практики. Заявленный еще Я.А. Коменским идеал учителя, наделенного огромными созидательными силами, способностью к познанию мира, стремлением к активности и творчеству, остается акту ...

Игровые приемы контроля знаний по МХК как педагогический механизм
Исходя из опыта педагогов-практиков, следует заметить, что прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверять только те знания и умения учащихс ...

Работа над правильной постановкой логических ударений
Большое значение для выразительного чтения имеет правильность, точность логических упражнений. Для того, чтобы предложение приобрело определенный смысл, необходимо силой голоса выделять важное по значению слово в ряду остальных Смысл изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударе ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru