Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся самосознанием. Первейшая форма самосознания — узнавание себя. Сознание «Я», «Я хороший», «Я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития — кризис 3 лет.
Этот кризис — граница между ранним и дошкольным детством. По Д. Б. Эльконину, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «я». Ребенок пытается установить со взрослыми новые, более глубокие отношения. Если новые отношения не складываются, его инициатива не поощряется, постоянно ограничивается самостоятельность, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях с взрослыми, но не со сверстниками: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм (или ревность), обесценивание (Э. Келле Л.С. Выготский). Обесценивание — в глазах ребенка обесценивает все, что было дорого, привычно, интересно раньше.
В целом в раннем детстве происходит активное познание мира окружающих предметов, и осваиваются с помощью взрослых способ действий с ними. Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная в рамках которой возникают первые примитивные игры. .К трем года появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная, завышенная самооценка.
В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которой он находится, но и отношениями с другими людьми. Появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.
Дошкольное детство (от 3 до 7 лет). Условия жизни ребенка расширяются до пределов улицы, города. Происходит открытие мира человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Возникает сложное противоречие — между подражанием взрослым и стремлением к самостоятельности. Разрешается это противоречие появлением ролевой игры. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка, творческого воображения, произвольной памяти, преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи. Появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать свои действия. Формируется полноценное общение с другими детьми. Продолжает развиваться общение со взрослыми, названное М.И. Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок способен к наблюдению, рассматриванию, поиску.
Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению.
Дошкольный возраст — это «период первоначального фактического склада личности», считал А.Н. Леонтьев. Происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются эмоциональная и мотивационная сфера, самосознание. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этот период, является появление соподчинения мотивов, складывается индивидуальная мотивационная система ребенка.
Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по их мотивам. Во второй половине дошкольного периода ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение. Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в самых простых ситуациях. Центральным новообразованием дошкольного возраста наряду с соподчинением мотивов считается формирующееся самосознание. Дошкольник к концу этого периода приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем собственные действия, моральные качества и умения. Самооценка в этот период практически всегда совпадает с внешней оценкой.
Статьи по педагогике:
Формы дистанционного обучения
Методы и средства обучения относятся к сущности ым характеристикам дидактического процесса. Они могут обеспечить достижение требуемых целей обучения, если будет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения ...
Подготовка конкурентно-способных кадров – цель программных
документов по реформированию системы образования Узбекистана
Реформирование системы образования в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об Образовании». Республика Узбекистан осуществляет построение демократического правового государства и открытого гражданского общества, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека, духовное обновление общества, ...
Учебный предмет "физическая культура" -
источник получения школьниками знаний по физической культуре
Исследуя проблему содержания учебного предмета "физическая культура" в школе, есть необходимость различать понятия "образование по физической культуре" и учебный предмет "физическая культура". По его мнению, источником образования школьников по физической культуре явля ...