В 80-х гг. XX в. в нашей стране была сделана попытка перейти на обучение детей в школе с шестилетнего возраста, но в целом эта идея из-за многих объективных факторов себя не оправдала. Шестилетние дети по уровню своего развития — дошкольники. Они не могут полноценно развиваться в условиях жесткой, формализованной системы школьного обучения. Включение детей этого возраста в учебную деятельность требует особых условий — дошкольного режима всей жизнедеятельности детей, игровых методов обучения, другой временной структуры учебного процесса и многого другого.
Важным аспектом развития и становления человека является процесс его вхождения в культуру. «В процессе культурного развития, — писал Л.С. Выготский, — ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но и приемы, и способы культурного поведения и мышления». Под этим Выготский понимал овладение особыми, культурными средствами, созданными человечеством в процессе исторического развития, например языком, арифметическими символами и т.п. Этот процесс выглядит следующим образом: ребенок научается функционально употреблять известные знаки в качестве средств для выполнения той или иной психологической операции и элементарно-примитивные формы поведения переходят в опосредованные культурные акты и процессы.
Н.Б. Крылова, занимающаяся вопросами культуры образования, выделяет этапы вхождения ребенка в культуру. Так, в дошкольном детстве она считает очень важной для такого вхождения активную (спонтанную и целенаправленную) культурную деятельность в формах: искусства, ролевых игр, предметной актуализации интересов, диалога-общения со сверстниками и взрослыми, диалога вслух с собой - другим, свободного фантазийного использования артефактов (в действиях и речи), интуитивного освоения норм и образцов поведения и деятельности, инсайтного схватывания культурных идей и символов, собственной символизации артефактов и т.п. Именно на этот этап, подчеркивает Крылова, приходится пик детского художественного творчества как ничем не ограниченного индивидуального выражения его культурных практик: как в символических образах — подобиях реального мира, так и в «чистых» символах художественного своеволия, которые взрослые нередко пытаются подавить, требуя от ребенка «реализма» в рисунках.
Таким образом, еще раз подчеркиваем мысль о том, что любое педагогическое воздействие и взаимодействие и технология их реализации должны быть согласованы с возрастными и индивидуальными условиями развития ребенка и только в этом случае можно говорить о том, что в основу такой воспитательной концепции положен антропологический принцип.
Статьи по педагогике:
Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием
речи
Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего, мышления, ...
Психологические особенности детей дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения, становление которых связано с целым рядом нов ...
Хозяйственное значение Северного морского пути для арктических
регионов нашей страны
Роль и значение Северного морского пути, как транспортной магистрали, определялись, прежде всего, потребностями промышленного освоения и успешного функционирования хозяйственных комплексов, прилегающих к трассе районов арктического побережья как важнейшего фактора стабилизации экономики и обеспечен ...