Характеристика социальной ситуации, связанной с распространением наркотической зависимости среди старших подростков

Образование и воспитание » Социально–педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков » Характеристика социальной ситуации, связанной с распространением наркотической зависимости среди старших подростков

Страница 1

Массовое изучение образа жизни старших подростков, проводимое в 2001 г. в различных городах России показало, что 12% респондентов в возрасте до 16 лет однократно пробовали наркотические вещества (с учетом токсических веществ этот показатель возрастает до 18,9%), а около 0,9% принимают их регулярно. Реальное число лиц, страдающих наркоманией, достигает 1 млн. человек.

Опрос молодежи г. Санкт-Петербурга в возрасте до 16,5 лет показал, что 36,6% хотя бы однократно употребляли наркотические вещества [53]. Подобные данные получены при анкетировании молодежи гг. Екатеринбурга, Уфы: до 1/4 учащихся старших классов имеют опыт употребления наркотиков и токсических веществ (преимущественно каннабис), в том числе 3% употребляли их регулярно.

Данные о распространенности употребления наркотиков зависят от опрашиваемого контингента: так, при опросе в школе в их употреблении признались 14%, а при опросе на улице – 46%.

Результаты социологических исследований свидетельствуют, что в конце 2000 года в учреждениях органов здравоохранения в связи с необходимостью оказания наркологической помощи было зарегистрировано 34,5 тыс. детей и подростков, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества и 15,5 тыс. употребляющих сильнодействующие и одурманивающие вещества.

Динамика злоупотребления психоактивными веществами в старшем подростковом возрасте неразрывно связана с общей динамикой медико-статистических показателей наркологической заболеваемости. Число впервые выявленных больных наркоманией только за один 1996 год увеличилось на 34% по сравнению с 1995 годом, а токсикоманией - на 42%; число лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами (профилактический учет) - на 25%, ненаркотическими средствами - на 23%. В Москве данный показатель в течение одного года (2002-2003 г.) увеличился в 2 раза и составил 23,9 на 100 тыс. населения.

В 2005 году показатель распространенности острых бытовых отравлений в результате передозировки наркотических веществ (14,0 на 100 тысяч жителей) превысил уровень аналогичного периода прошлого года (6,8) в 2,1 раза. По данным официального сайта Министерства здравоохранения Свердловской области, на 1 октября 2006г. состоит на наркологическом учете 10537 наркоманов, в том числе в г. Екатеринбурге - 3997 человек. Состоят на учете 16% (1695) женщин и 0,8% (85) подростков до 18 лет.

Врачи отмечают спад заболеваемости наркоманией, лечатся в основном, наркоманы, у которых стаж приема наркотиков составляет несколько лет. Но в тоже время по подсчетам службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Свердловской области только в г. Екатеринбурге, могут употреблять наркотические вещества до 30000 человек, около 65% учащихся знают, где и какие наркотические вещества можно приобрести. На 01.04.2006г в городе Екатеринбурге, всего состоит на учете в наркологическом диспансере 3263 человека, из них:

с алкогольной зависимостью 2198человек (2 подростка);

с употреблением алкоголя 160 человек (119 подростков);

с наркотической зависимостью 730 человек (1 подросток), токсикомания 21 человек (14 подростков);

употребляющие наркотические вещества 41 (6 подростков);

употребляющие токсические вещества 113 (105 подростков).

В общей негативной динамике медико-статистических показателей можно выделить следующие тенденции:

В целом по России интенсивный показатель распространенности наркоманий в городах в 3,6 раза выше, чем на селе.

В последние годы увеличилось число женщин с диагнозом "наркомания" (на 62% по сравнению с 1995 г.) и "токсикомания" (на 42%). В 2001 г. в Москве женщины составляли 19% от общего числа впервые выявленных больных наркоманиями; в Челябинской области - 11%; в Самарской области - 19%, в Свердловской области – 17%.

3. Территория риска по распространенности острых бытовых отравлений в результате передозировки наркотических веществ по показателю на 100 тыс. жителей: Асбест — 91,5; Верхняя Пышма — 38,3; Нижняя Тура — 23,6; Березовский -21,5; Сухой Лог - 15,9; Первоуральск - 15,5; Екатеринбург - 14,3; Серов - 13,4; Каменск-Уральский — 12,8; Камышлов — 12,4 .

С конца 90-х годов в структуре злоупотребления психоактивными веществами отмечается сдвиг в сторону распространения "тяжелых" наркотиков: среди старших подростков, госпитализированных в наркологические больницы, страдали опийной наркоманией 8,3%, установлено преимущественное употребление конопли – 65%, 12,3% употребляли токсические вещества, 16,4% – злоупотребляли алкоголем.

В то время как в научной литературе, утверждаются данные о большой распространенности наркотизации среди старших подростков, социологические материалы с медицинской тематикой показывают, что наибольшую толерантность к предложению наркотиков проявляют учащиеся школ: 41,6% из них были объектами предложения наркотических и токсических веществ и только 10,5% согласились попробовать их. Из числа детей и подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами, около 41,2% детей впервые встретились с наркотическим средством в возрастном периоде от 11 до 14 лет (в том числе дома, на дискотеках и клубах - 32%; в компаниях - 52,3%; в учебных заведениях - 5,8%.; в одиночестве - менее 4%). Основную возрастную группу риска составляют старшие подростки, преимущественно лица мужского пола, в периоде от 14 до 17 лет; при этом в группе наркоманов доминирует возраст первой встречи с наркотиками с 11 до 14 лет, а в группе, злоупотребляющих психоактивными веществами, - в периоде от 15- 17 лет [59]. По данным Б.М. Левина, начало употребления наркотических веществ происходило в 12 лет и раньше – у 5,6%, в 13-14 лет – у 15,2%, 15-16 лет – у 31,6%, 17-18 лет – у 20,3%[35, с 34]. Исследования, проведенные в 2000-2001 г. в г. Санкт-Петербурге показали, что приобщение к наркотикам происходит в равной мере в возрасте 11-14 (41,2%) и 15-17 лет (51,0%).

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Состояние функциональной валеологической диагностики в школах, возможные пути решения проблемы
Школа – наиболее значимый общественный институт, максимально приближенный к молодежи. Но она решает образовательные задачи почти без учета проблем со здоровьем учеников. У нее нет, прежде всего, диагностических возможностей для его первичной диагностики. Хотя необходимо следить за динамикой показат ...

Общие вопросы методики обучения решению простых задач
Научить детей решать задачи – значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбирать, а затем и выполнять арифметические действия. Центральным звеном в умении решать задачи, которым должны овладеть учащиеся, является усвоение связей между данными и искомым. О ...

Психологическая сущность оценочной деятельности учителя
Оценочная деятельность человека сложна и противоречива, она давно привлекает исследователей. В начале XX в. Курт Левин отметил существование в оценочном акте человека «объективной шкалы ценностей» и «субъективной оценочной деятельности». Он предполагал, что между ними «могут существовать связи, но ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru