Массовое изучение образа жизни старших подростков, проводимое в 2001 г. в различных городах России показало, что 12% респондентов в возрасте до 16 лет однократно пробовали наркотические вещества (с учетом токсических веществ этот показатель возрастает до 18,9%), а около 0,9% принимают их регулярно. Реальное число лиц, страдающих наркоманией, достигает 1 млн. человек.
Опрос молодежи г. Санкт-Петербурга в возрасте до 16,5 лет показал, что 36,6% хотя бы однократно употребляли наркотические вещества [53]. Подобные данные получены при анкетировании молодежи гг. Екатеринбурга, Уфы: до 1/4 учащихся старших классов имеют опыт употребления наркотиков и токсических веществ (преимущественно каннабис), в том числе 3% употребляли их регулярно.
Данные о распространенности употребления наркотиков зависят от опрашиваемого контингента: так, при опросе в школе в их употреблении признались 14%, а при опросе на улице – 46%.
Результаты социологических исследований свидетельствуют, что в конце 2000 года в учреждениях органов здравоохранения в связи с необходимостью оказания наркологической помощи было зарегистрировано 34,5 тыс. детей и подростков, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества и 15,5 тыс. употребляющих сильнодействующие и одурманивающие вещества.
Динамика злоупотребления психоактивными веществами в старшем подростковом возрасте неразрывно связана с общей динамикой медико-статистических показателей наркологической заболеваемости. Число впервые выявленных больных наркоманией только за один 1996 год увеличилось на 34% по сравнению с 1995 годом, а токсикоманией - на 42%; число лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами (профилактический учет) - на 25%, ненаркотическими средствами - на 23%. В Москве данный показатель в течение одного года (2002-2003 г.) увеличился в 2 раза и составил 23,9 на 100 тыс. населения.
В 2005 году показатель распространенности острых бытовых отравлений в результате передозировки наркотических веществ (14,0 на 100 тысяч жителей) превысил уровень аналогичного периода прошлого года (6,8) в 2,1 раза. По данным официального сайта Министерства здравоохранения Свердловской области, на 1 октября 2006г. состоит на наркологическом учете 10537 наркоманов, в том числе в г. Екатеринбурге - 3997 человек. Состоят на учете 16% (1695) женщин и 0,8% (85) подростков до 18 лет.
Врачи отмечают спад заболеваемости наркоманией, лечатся в основном, наркоманы, у которых стаж приема наркотиков составляет несколько лет. Но в тоже время по подсчетам службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Свердловской области только в г. Екатеринбурге, могут употреблять наркотические вещества до 30000 человек, около 65% учащихся знают, где и какие наркотические вещества можно приобрести. На 01.04.2006г в городе Екатеринбурге, всего состоит на учете в наркологическом диспансере 3263 человека, из них:
с алкогольной зависимостью 2198человек (2 подростка);
с употреблением алкоголя 160 человек (119 подростков);
с наркотической зависимостью 730 человек (1 подросток), токсикомания 21 человек (14 подростков);
употребляющие наркотические вещества 41 (6 подростков);
употребляющие токсические вещества 113 (105 подростков).
В общей негативной динамике медико-статистических показателей можно выделить следующие тенденции:
В целом по России интенсивный показатель распространенности наркоманий в городах в 3,6 раза выше, чем на селе.
В последние годы увеличилось число женщин с диагнозом "наркомания" (на 62% по сравнению с 1995 г.) и "токсикомания" (на 42%). В 2001 г. в Москве женщины составляли 19% от общего числа впервые выявленных больных наркоманиями; в Челябинской области - 11%; в Самарской области - 19%, в Свердловской области – 17%.
3. Территория риска по распространенности острых бытовых отравлений в результате передозировки наркотических веществ по показателю на 100 тыс. жителей: Асбест — 91,5; Верхняя Пышма — 38,3; Нижняя Тура — 23,6; Березовский -21,5; Сухой Лог - 15,9; Первоуральск - 15,5; Екатеринбург - 14,3; Серов - 13,4; Каменск-Уральский — 12,8; Камышлов — 12,4 .
С конца 90-х годов в структуре злоупотребления психоактивными веществами отмечается сдвиг в сторону распространения "тяжелых" наркотиков: среди старших подростков, госпитализированных в наркологические больницы, страдали опийной наркоманией 8,3%, установлено преимущественное употребление конопли – 65%, 12,3% употребляли токсические вещества, 16,4% – злоупотребляли алкоголем.
В то время как в научной литературе, утверждаются данные о большой распространенности наркотизации среди старших подростков, социологические материалы с медицинской тематикой показывают, что наибольшую толерантность к предложению наркотиков проявляют учащиеся школ: 41,6% из них были объектами предложения наркотических и токсических веществ и только 10,5% согласились попробовать их. Из числа детей и подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами, около 41,2% детей впервые встретились с наркотическим средством в возрастном периоде от 11 до 14 лет (в том числе дома, на дискотеках и клубах - 32%; в компаниях - 52,3%; в учебных заведениях - 5,8%.; в одиночестве - менее 4%). Основную возрастную группу риска составляют старшие подростки, преимущественно лица мужского пола, в периоде от 14 до 17 лет; при этом в группе наркоманов доминирует возраст первой встречи с наркотиками с 11 до 14 лет, а в группе, злоупотребляющих психоактивными веществами, - в периоде от 15- 17 лет [59]. По данным Б.М. Левина, начало употребления наркотических веществ происходило в 12 лет и раньше – у 5,6%, в 13-14 лет – у 15,2%, 15-16 лет – у 31,6%, 17-18 лет – у 20,3%[35, с 34]. Исследования, проведенные в 2000-2001 г. в г. Санкт-Петербурге показали, что приобщение к наркотикам происходит в равной мере в возрасте 11-14 (41,2%) и 15-17 лет (51,0%).
Статьи по педагогике:
Игровые и развивающие методы обучения в современной школе
Дидактические игры как метод обучения в школе В 60-е гг. XX в. широкое распространение в школе получили дидактические игры. До конца еще не определено, куда их следует относить: к методам обучения или рассматривать отдельно. Ученые, выносящие их за рамки методов обучения, приводят в качестве доказа ...
Проблемы методики обучения природопользованию
Методика обучения природопользования – одна из педагогических наук, которая в настоящий момент времени только начинает развиваться в полной мере. До настоящего времени, изучив историю развития, ей не уделялось значительного внимания, так как сама дисциплина «Природопользование» появилась по историч ...
Система текущей проверки знаний учащихся
Значительное внимание системе текущей проверки знаний уделял Е.И. Перовский. По его мнению, большое значение для качественного осуществления функций текущей проверки знаний имеет система этой проверки. Именно от нее зависит, будут ли знания учащихся проверяться в системе, в которой они даны в учебн ...