Рассматривая вопрос о развитии мелкой моторики детей старшего возраста необходимо дать пояснения некоторым понятиям.
Поясним понятие «развитие». Данное слово встречается во многих научных исследованиях. Им пользуются и психологи, когда говорят о становлении психических процессах, о формировании какой-либо деятельности, это слово всегда можно услышать от педагогов, которые в процессе воспитания и обучения обязательно развивают ребенка, это слово хорошо знакомо и медицинским работникам, так как в процессе роста человека неизменно идет его развитие.
В психологических словарях понятие «развитие» звучит как: «универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении; всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава и структуры».
В Малой Советской энциклопедии данное понятие раскрывается так: «развития - это движение от простого к сложному, от низшего к высшему, движение по восходящей линии, движение от старого качественного состояния к новому, более высокому качественному состоянию, процесс обновления, рождения нового…».
С данными определениями нельзя не согласиться. Так как каждый специалист, начиная свою работу, действительно хочет добиться положительного результата. В процессе работы либо объект получает развитие, либо сам специалист, пытаясь получить высокие результаты, совершенствует свои умения, приобретает новые знания, то есть развивается, происходит движение вперед по восходящей линии.
Исследовав научную литературу на предмет понятия «мелкая моторика» возникают трудности с определением данного словосочетания. Точного понятия не дает ни один физиолог, ни психолог.
В медицинской энциклопедии дано понятие «моторика - это двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей».
Мелкая моторика рук – это движение мелких мышц кисти, направленное на овладение навыками действия с предметами, которое дает возможность человеку выполнять тонкие двигательные акты, такие как рисование, письмо, вышивание, бисероплетение и т.д.
Графический навык – это элементарные действия руки, когда с помощью карандаша или ручки наносятся определенные рисунки, которые в дальнейшем помогут овладеть навыками письма. Следует обратить внимание, что навыки - это такие действия, которые выполняются при частичной автоматизации элементов, входящих в их состав.
Развитие мелкой моторики рассматривается в тесном взаимодействии с развитием речевой функции у ребенка.
В «Справочнике для логопеда» даны следующие определения: «Речь – сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга» .
Статьи по педагогике:
Клинико-психологическая характеристика детей с РДА
Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Аутизм (от латинского слова authos - сам), по О.С. Никольской, проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, п ...
Средства речевого развития детей
К средствам речевого развития детей относят: общение взрослых и детей; культурную языковую среду, речь воспитателя; художественную литературу; различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр). Выделяют следующие принципы развития речи: взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развити ...
Второе золотое сечение
Болгарский журнал "Отечество" (№10, 1983 г.) опубликовал статью Цветана Цекова-Карандаша "О втором золотом сечении", которое вытекает из основного сечения и дает другое отношение: 44 : 56. Такая пропорция обнаружена в архитектуре, а также имеет место при построении композиций из ...