Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением человека.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В.А.Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.
Актуальность проблемы развития руки заключается в том, что современные дети утратили способность выполнять разнообразные мелкие движения руками. Перед педагогами стоит задача с помощью графических навыков развить мелкую моторику рук детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: В ходе изучения теоретического материала установлено, что дети старшего дошкольного возраста, у которых не развита мелкая моторика рук, испытывают трудности в речевом развитии. Также в научной литературе редко встречается стандартизированный методический инструментарий для исследования овладения старшими дошкольниками графическими навыками.
Объектом является процесс развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются графические навыки как способ развития мелкой моторики старших дошкольников.
Цель: Изучение мелкой моторики у детей 6-7 лет с нормальным речевым развитием и у детей с речевыми нарушениями с использованием методик Л.А. Венгера, Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
Изучить мелкую моторику у детей 6-7 лет с нормальным речевым развитием и у детей с нарушениями речи с помощью графических методов.
Гипотеза: у детей 6-7 лет отмечаются особенности в развитии мелкой моторики, такие как недостаточное развитие мелких мышц кисти, быстрая утомляемость руки во время рисования, письма. Однако специально организованная работа по развитию мелкой моторики, основанная на ежедневных упражнениях будет способствовать развитию этих навыков.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, наблюдения за мелкой моторикой у детей 6-7 лет, количественный и качественный анализ результатов.
Статьи по педагогике:
Предпосылки развития девиации и анализ их типов в подростковом возрасте
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрел ...
О проекте "Фестиваль "Поющие руки"
Цель и решаемая проблема: Отсутствие слуха, а во многих случаях речи резко ограничивает число контактов инвалида по слуху с внешней средой, что приводит к ограниченным возможностям при реализации инвалидами их творческих и интеллектуальных потенциалов и соответственно уменьшает возможности к саморе ...
Анализ учебных программ и методической литературы по изучению тем
деревообработки в 5 классе
В анализе учебных программ по технологии обработки древесины для учащихся 5 класса объемом 16 часов рассматриваются следующие: Вводное занятие (2ч) Содержание и задачи раздела «Технология обработки древесины». Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное раз ...