Анализ подходов к проблеме развития мелкой моторики у детей в педагогике и психологии

Страница 1

Результаты проведенных психологами исследований и наблюдений показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицательную динамику. Налицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Нужна помощь в голосовании, форум.

Научно-технический прогресс облегчил жизнь людей. Многие хозяйственно-бытовые действия, которые раньше выполнялись руками, теперь делают машины. Это, конечно, очень хорошо. Но, с другой стороны получается, что уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, связать, почистить, взбить… Любой городской ребенок, даже дошкольник, знает как пользоваться кухонным комбайном, компьютером или пылесосом и как удивится он узнав, что гречку, рис или пшено нужно перебирать руками. Зачем? Если в магазине можно купить не только отборную, но и расфасованную крупу.

Вот и получается, что все, что экономит время взрослому, идет в ущерб развитию ребенка. Взрослый, облегчая себе труд, лишает возможности ребенка больше работать руками.

В то же время замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук.

По мнению Е.П. Пименова, важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки, которая учитывает такие компоненты готовности руки ребенка к обучению письму, как:

Кинестетический праксис;

Кинетический праксис;

Тактильные ощущения, силу тонуса мышечного напряжения руки, координацию движений, сформированность щепоти руки.

Совершенствование кинестетического праксиса осуществляется в процессе овладения разнообразными пальчиковыми играми. Развитие тактильных ощущений осуществляется посредством определения предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем.

При коррекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышления ребенка. Систематическое упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению ученых, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Многие специалисты, в том числе и О.Б. Иншакова, дают рекомендации и родителям, и педагогам о положительном влиянии развитии мелких движений руки на развитие не только речевой деятельности, но и большинства психических процессов, без которых обучение и адаптация в школе просто не возможна.

Таким образом, отставание в развитии мелкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Но самая большая проблема состоит в том, что при отставании в развитии мелкой моторики страдает и речь ребенка.

Усвоение ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навыков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой-то интерес. В подобных случаях он сам активно старается овладеть этими навыками и испытывает удовольствие от того, что у него получается.

Развитие мелких движений руки должно идти постепенно: от простого к сложному. Как можно заставит годовалого ребенка нанизывать бисер или пуговицы? Все должно быть своевременно. Так, например, пальчиковую гимнастику можно проводить с детьми 6-7 месяцев по три-пять минут в день, при этом учитывая, что занятия должны быть систематическими. Далее у ребенка развивается предметная деятельность: он захватывает игрушки, начинает ими действовать. Можно предложить ребенку перебирать бусы из крупных шариков, нанизанных на резинку. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые текстом.

Педагоги советуют для развития мелкой моторики выполнять следующие виды деятельности:

«пальчиковый театр»;

Выкладывание узоров из мелких камешков, круп;

Вязание, шитье, вышивание;

Застегивание и расстегивание пуговиц различной величины;

Завязывание и развязывание узелков;

Комканье и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти рук);

Лепка их глины и пластилина;

Нанизывание бус, бисера или пуговиц;

Нанизывание колец различной величины на стержень;

Перематывание цветных клубочков ниток;

Собирание мозаики по возрастающей сложности;

Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью и т.д.).

Все эти рекомендации подходят для работы с детьми дошкольного возраста. Но когда ребенку наступает 6-7 год жизни, задание на развитие мелкой моторики рук должны усложнятся. Именно в этом период необходимо готовить ребенка к овладению навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и произвольного внимания.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Особенности социального развития подростков
Развитие социальной компетентности требует тщательного определения возрастных особенностей ее носителей. Наиболее сложным и важным, с точки зрения личностного развития, является подростковый возраст. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт об ...

Подходы к отбору и формированию содержания обучения информатике в средней школе
Преподавание информатики в общеобразовательной школе следует вести, опираясь на нормативные документы Министерства образования РФ, где представлен Государственный стандарт общего образования, прописаны обязательный минимум содержания, а также требования к уровню подготовки выпускников, как на базов ...

Понятие «человек» и его интерпретация
В. Франкл, задавая себе вопрос: «Что же такое человек?», отвечал на него так: «Это существо, которое изобрело газовые камеры, но это и существо, которое шло в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и молитвой на устах». Существует много разных подходов к раскрытию дефиниции «человек». Человек ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru