Результаты проведенных психологами исследований и наблюдений показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицательную динамику. Налицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Научно-технический прогресс облегчил жизнь людей. Многие хозяйственно-бытовые действия, которые раньше выполнялись руками, теперь делают машины. Это, конечно, очень хорошо. Но, с другой стороны получается, что уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, связать, почистить, взбить… Любой городской ребенок, даже дошкольник, знает как пользоваться кухонным комбайном, компьютером или пылесосом и как удивится он узнав, что гречку, рис или пшено нужно перебирать руками. Зачем? Если в магазине можно купить не только отборную, но и расфасованную крупу.
Вот и получается, что все, что экономит время взрослому, идет в ущерб развитию ребенка. Взрослый, облегчая себе труд, лишает возможности ребенка больше работать руками.
В то же время замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук.
По мнению Е.П. Пименова, важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки, которая учитывает такие компоненты готовности руки ребенка к обучению письму, как:
Кинестетический праксис;
Кинетический праксис;
Тактильные ощущения, силу тонуса мышечного напряжения руки, координацию движений, сформированность щепоти руки.
Совершенствование кинестетического праксиса осуществляется в процессе овладения разнообразными пальчиковыми играми. Развитие тактильных ощущений осуществляется посредством определения предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем.
При коррекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышления ребенка. Систематическое упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению ученых, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Многие специалисты, в том числе и О.Б. Иншакова, дают рекомендации и родителям, и педагогам о положительном влиянии развитии мелких движений руки на развитие не только речевой деятельности, но и большинства психических процессов, без которых обучение и адаптация в школе просто не возможна.
Таким образом, отставание в развитии мелкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Но самая большая проблема состоит в том, что при отставании в развитии мелкой моторики страдает и речь ребенка.
Усвоение ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навыков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой-то интерес. В подобных случаях он сам активно старается овладеть этими навыками и испытывает удовольствие от того, что у него получается.
Развитие мелких движений руки должно идти постепенно: от простого к сложному. Как можно заставит годовалого ребенка нанизывать бисер или пуговицы? Все должно быть своевременно. Так, например, пальчиковую гимнастику можно проводить с детьми 6-7 месяцев по три-пять минут в день, при этом учитывая, что занятия должны быть систематическими. Далее у ребенка развивается предметная деятельность: он захватывает игрушки, начинает ими действовать. Можно предложить ребенку перебирать бусы из крупных шариков, нанизанных на резинку. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые текстом.
Педагоги советуют для развития мелкой моторики выполнять следующие виды деятельности:
«пальчиковый театр»;
Выкладывание узоров из мелких камешков, круп;
Вязание, шитье, вышивание;
Застегивание и расстегивание пуговиц различной величины;
Завязывание и развязывание узелков;
Комканье и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти рук);
Лепка их глины и пластилина;
Нанизывание бус, бисера или пуговиц;
Нанизывание колец различной величины на стержень;
Перематывание цветных клубочков ниток;
Собирание мозаики по возрастающей сложности;
Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью и т.д.).
Все эти рекомендации подходят для работы с детьми дошкольного возраста. Но когда ребенку наступает 6-7 год жизни, задание на развитие мелкой моторики рук должны усложнятся. Именно в этом период необходимо готовить ребенка к овладению навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и произвольного внимания.
Статьи по педагогике:
Восприятие музыкальных сигналов пациентами с кохлеарными
имплантами
В последние несколько лет изучались особенности восприятия музыкальных сигналов пациентов с кохлеарными имплантами. Исследования проводили: Росс Я., Королева И.В., Огородникова Е.А., Пак С.П., Столярова Э.И., Тартуский университет, Тарту, Эстония; НИИ уха, горла, носа и речи, Санкт-Петербург, Росси ...
Тестирование, проективные методы
Слово «ТЕСТ» в переводе с английского означает задачу, испытание. Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контроллируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса. По функциональным признака ...
Содержание
нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Успех в воспитании нравственной личности зависит от исходной методологической позиции организации и построения этой деятельности, определению ее содержания. Посредством педагогических воздействий необходимо способствовать формированию у ребенка ряда нравственных качеств, для того, чтобы он чувствов ...