Анализ подходов к проблеме развития мелкой моторики у детей в педагогике и психологии

Страница 1

Результаты проведенных психологами исследований и наблюдений показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицательную динамику. Налицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Нужна помощь в голосовании, форум.

Научно-технический прогресс облегчил жизнь людей. Многие хозяйственно-бытовые действия, которые раньше выполнялись руками, теперь делают машины. Это, конечно, очень хорошо. Но, с другой стороны получается, что уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, связать, почистить, взбить… Любой городской ребенок, даже дошкольник, знает как пользоваться кухонным комбайном, компьютером или пылесосом и как удивится он узнав, что гречку, рис или пшено нужно перебирать руками. Зачем? Если в магазине можно купить не только отборную, но и расфасованную крупу.

Вот и получается, что все, что экономит время взрослому, идет в ущерб развитию ребенка. Взрослый, облегчая себе труд, лишает возможности ребенка больше работать руками.

В то же время замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук.

По мнению Е.П. Пименова, важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки, которая учитывает такие компоненты готовности руки ребенка к обучению письму, как:

Кинестетический праксис;

Кинетический праксис;

Тактильные ощущения, силу тонуса мышечного напряжения руки, координацию движений, сформированность щепоти руки.

Совершенствование кинестетического праксиса осуществляется в процессе овладения разнообразными пальчиковыми играми. Развитие тактильных ощущений осуществляется посредством определения предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем.

При коррекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышления ребенка. Систематическое упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению ученых, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Многие специалисты, в том числе и О.Б. Иншакова, дают рекомендации и родителям, и педагогам о положительном влиянии развитии мелких движений руки на развитие не только речевой деятельности, но и большинства психических процессов, без которых обучение и адаптация в школе просто не возможна.

Таким образом, отставание в развитии мелкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Но самая большая проблема состоит в том, что при отставании в развитии мелкой моторики страдает и речь ребенка.

Усвоение ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навыков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой-то интерес. В подобных случаях он сам активно старается овладеть этими навыками и испытывает удовольствие от того, что у него получается.

Развитие мелких движений руки должно идти постепенно: от простого к сложному. Как можно заставит годовалого ребенка нанизывать бисер или пуговицы? Все должно быть своевременно. Так, например, пальчиковую гимнастику можно проводить с детьми 6-7 месяцев по три-пять минут в день, при этом учитывая, что занятия должны быть систематическими. Далее у ребенка развивается предметная деятельность: он захватывает игрушки, начинает ими действовать. Можно предложить ребенку перебирать бусы из крупных шариков, нанизанных на резинку. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые текстом.

Педагоги советуют для развития мелкой моторики выполнять следующие виды деятельности:

«пальчиковый театр»;

Выкладывание узоров из мелких камешков, круп;

Вязание, шитье, вышивание;

Застегивание и расстегивание пуговиц различной величины;

Завязывание и развязывание узелков;

Комканье и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти рук);

Лепка их глины и пластилина;

Нанизывание бус, бисера или пуговиц;

Нанизывание колец различной величины на стержень;

Перематывание цветных клубочков ниток;

Собирание мозаики по возрастающей сложности;

Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью и т.д.).

Все эти рекомендации подходят для работы с детьми дошкольного возраста. Но когда ребенку наступает 6-7 год жизни, задание на развитие мелкой моторики рук должны усложнятся. Именно в этом период необходимо готовить ребенка к овладению навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и произвольного внимания.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Содержание досуговой деятельности детей
По содержанию досуг С.А. Шмаков подразделяет на ряд групп: – первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, игры, забавы, развлечения и другие). – вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмот ...

Теоретические основы музыкального воспитания глухих детей
Известно, что нормально слышащий человек воспринимает музыку прежде всего на основе слуха. Определенное значение имеет зрительное восприятие музыканта-исполнителя, его эмоциональные переживания в связи с настроением музыки, атмосферы концертного зала, что позволяет более полно прочувствовать музыку ...

Особенности преподавательской деятельности учителя музыки
Роль учителя в ознакомлении детей с музыкальными произведениями трудно переоценить. Учитель выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. По мнению Л. Г. Арчажниковой педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru