Некоторые речевые нарушения у детей

Страница 1

Нарушения речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. К наиболее сложным относятся органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия), к менее сложным – функциональные (дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи).

Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей возникнут трудности общения с окружающими.

По определению Л.С. Волковой и её коллег, нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

Не соответствуют возрасту говорящего;

Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и следствием незнания языка;

Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Такая характеристика позволяет отличать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых и особенностей, обусловленных террориально-диалектными и социокультурными факторами.

Рассмотрим некоторые виды речевых нарушений.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Т.е., если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одной группы или несколько), то такое нарушение речи и называется дислалией. Дислалии бывают функциональными и механическими.

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические – в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата.

Остановимся более подробно на функциональной дислалии, так как данное нарушение речи наиболее часто встречается у детей 6-7 лет.

В «Справочнике для логопедов» функциональная дислалия определяется, как дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

Причины возникновения – биологические и социальные: общая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка.

При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. В зависимости от того, какие из признаков звуков – акустические или артикуляционные – оказались несформированными, звуковые замены будут различны.

М.Ф. Фомичева указывает на то, что при функциональной дислалии существуют различные явления произношения фонем. При смешивании фонем, когда одно и то же слово носит разный звуковой облик, такое явление носит название взаимозамены звуков. Когда у детей какой-то звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту, то такое явление называется искажением звуков. Бывает и так, что у детей оказывается неусвоен какой-то один из признаков данного звука, это приводит к замене звуков .

При планировании коррекционной деятельности необходим учет того, каким является дефект речи, только от этого будет зависеть успешность работы по исправлению определенного нарушения речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Исследование правовой грамотности детей старшего дошкольного возраста как элемента правовой социализации
Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение правовой грамотности, первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведе ...

Изучение влияния музыкальных занятий на развитие и коррекцию устной речи глухих школьников младших классов
Актуальность данного эксперимента заключается в том, что в школах, в которых обучаются глухие дети, мало внимания уделяется роли музыки в коррекционной работе. Несмотря на то, что в настоящее время существует целая система музыкально-ритмических занятий, внеклассных занятий с выходом на кружки, шко ...

Процесс чтения в историческом аспекте
Историковедческой основой методики чтения были работы ведущих психологов, занимающихся проблемой развития навыка чтения: философские концепции: И. Канта, Н. Бердяева, философско-педагогические идеи Л.Толстого, В. Розонова, К.Д.Ушинского, И. Бунакова, В.А.Сухомлинского. Знаменитый писатель и педагог ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru