Результаты исследования и их обсуждение

Страница 1

Наблюдение уроков проводилось в 4 классах. На первом уроке учитель не акцентировала внимание на приёмах развивающего чтения и не использовала их полностью. На этапе подведения итогов была проведена взаимопроверка, учащиеся оценили себя за работу на всём уроке.

На втором уроке учитель применила приёмы развивающего чтения: на этапе актуализации знании учащиеся работали в парах и читали друг другу произведение, а потом оценивали себя, на этапе закрепления учащиеся выразительно читали стихотворение и оценивали по критериям, высказывали своё мнение по поводу прочитанного. На поведении выводов учащиеся оценили себя, как они работали на протяжении всего урока.

При тестировании получились следующие результаты. У 17 учащихся самооценка адекватная и только у 5 завышенная.

Анализ анкет свидетельствует о следующих результатах.

На вопрос: «Используете ли Вы на уроках чтения приёмы развивающего чтения?» Большинство ответили, что применяют следующие приёмы:

1. слого-аналитическое (громкое) чтение;

2. чтение молча (словесно – смысловое);

3. сверхфразовое чтение (выборочное).

Дидактическое назначение приёмов развивающего чтения учителя видят в том, что оно развивает речь учащихся, коммуникационные навыки, самооценку. Учителя не используют полностью приёмы развивающего чтения на уроках, а лишь некоторые, как мы видим из анкетирования.

На уроках чтения учителя используют следующие методические приёмы для развития самооценки: оценивание работы всего класса учителем, учениками, оценивание работы учеником собственной работы, друг другом, учителем, оценивание по критериям, работа в парах, выступление с докладом, рефератом, взаимопроверка, написание сочинения – рассуждения, где даётся сравнительная характеристика себя и героя.

Значение развития самооценки у младших школьников учителя видят в стремлении ребёнка самосовершенствоваться, реализуя психологические потребности (самовыражение).

На вопрос: «С какими проблемами Вы сталкиваетесь при использовании приёмов, направленных на развитие самооценки учащихся?» Учителя столкнулись с такой проблемой как проблема в неумении учащихся оценивать себя. Дети в возрасте младшего школьного возраста переоценивают себя и наоборот хотят больше видеть негатива в другом человеке.

Также было обозначена такая проблема, как в отстаивание мнения ученика. Часто авторитет учителя подавляет мнение ученика. Не всегда ученик отстаивает своё мнение.

Таким образом, важно акцентировать внимание на оценочных моментах на уроках это повышает умение самооценивания. При тестировании выявили, что у младших школьников адекватная самооценка, но у некоторых и завышенная. Анкетирование учителей позволило выявить, что проблема развития самооценивания у младших школьников присутствует. При этом приёмы развивающего чтения являются резервом в развитии самооценивания личности младшего школьника.

В ходе денного исследования было проведено теоретическое обоснование проблемы развития самооценивания личности учащихся младших школьников на уроках чтения. В результате анализа литературы по теме исследования, нами была определена следующая проблема: каковы резервы развивающего чтения на уроках литературы как средства формирования самооценивания у учащихся младших школьников?

Практический опыт использования приёмов развивающего чтения на уроках чтения в начальной школе как средства развития самооценивания был изучен при помощи методов исследования: наблюдения за деятельностью учащихся и учителя на уроках чтения, тестирования учащихся, анкетирования учителей. Результаты данного исследования показали, что способам формирования самооценки на уроках чтения уделяется недостаточное внимание. Также выявлено, что развивающее чтение является резервом в развитии самооценивания личности у учащихся младших школьников, так как самооценка важный элемент самосознания. Она определяет взаимоотношения человека с окружающими, влияет на эффективность деятельности человека и развивает его личность.

Именно развивающее чтение позволяет избежать одну из слабых сторон современного образования – слабость обратных связей в обучении. Постоянно акцентируя внимание на оценочных моментах при чтении, оно развивает умение самооценивания, которое образует ядро личности.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Резерв двигательной активности
Уроки физической культуры выполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ...

Роль решения задач
В общей системе обучения математике решение задач является одним из видов эффективных упражнений. Решение задач имеет чрезвычайно важное значение, прежде всего, для формирования у детей полноценных знаний, определяемых программой. Так, если мы хотим сформировать у школьников правильное понятие о сл ...

Роль экологических сведений в процессе формирования экологической культуры
Аттрактивность, привлекательность природных объектов, сформировавшаяся вследствие действия механизмов перцептивно-эмоционального канала, а также социальных релизеров, может обусловливать возникновение к ним познавательного интереса. В развитии отношения к тем или иным природным объектам большую рол ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru