В концепции Модернизации Российского образования говорится, что одной из задач образования на современном этапе является формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности. Решение данной актуальной задачи, по мнению Н.В. Григоряна и В.С. Сластёнина, связано с понятием самооценивания личности.
В частности В.С. Сластёнин отмечает, что самооценка является «составной и неотъемлемой частью развития личности». Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта в целом.
Самооценка, являясь системнообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Неслучайно одной из важнейших задач воспитания на современном этапе является «развитие способностей у учащихся к адекватной оценке и самооценке .
В психолого-педагогической литературе рассматриваются различные факторы формирования самооценки, такие как воспитание, образование, статус в обществе, разнообразные методические приёмы. Одним из таких факторов является развивающее чтение, которое возникло как интегральное понятие на пересечении педагогики развивающего обучения и развития речи. Развивающее чтение, в первую очередь, означает развитие интеллектуальных умений и мышления у учащихся на уроках.
По мнению В.С. Кукушина; именно развивающее чтение позволяет избежать одну из самых слабых сторон современного образования – слабость обратных связей в обучении. Постоянно акцентируя внимание на оценочных моментах при чтении, оно развивает умения самооценивания, которое образуют ядро личности.
Однако, как свидетельствует анализ литературы по теме исследования (В.А. Сластёнин, В.С. Кукушин, А.А. Ралдугин и др.), в процессе обучения способам формирования самооценки уделяется недостаточное внимание. В частности, как отмечает В.С. Кукушин, приемы развивающего чтения мало используются в практической деятельности учителей как средство формирования самооценивания личности обучающихся.
На основании выше сказанного можно сделать вывод, что тема данного исследования «Развивающее чтение как средство развития самооценивания личности у учащихся 4 класса на уроках чтения» актуальна.
Противоречие между большой значимостью самооценки как составной и неотъемлемой части развития личности у учащихся и недостаточностью использования приёмов формирования самооценивания определило проблему нашего исследования: каковы резервы развивающего чтения на уроках литературы как средства формирования самооценки у учащихся младших школьников?
Объект исследования: педагогический процесс развития самооценивания личности учащихся 4 класса на уроках чтения.
Предмет исследования: приемы развивающего чтения как средство развития самооценивания личности учащихся 4 класса на уроках литературы.
Контингент: учащиеся 4 класса МОУ СОШ №11 г. Чайковский.
Цель данного исследования: выявить особенности влияния развивающего чтения на развитие самооценивания личности учащихся 4 класса на уроках чтения.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития самооценивания у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить эффективные приемы развивающего чтения.
3. Изучить практический опыт использования приемов развивающего чтения на уроках чтения в начальной школе.
Общей методологической основой данного исследования является психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев), психологическая теория учебной деятельности (А.К. Маркова, Л.М. Митина), идеи, сформулированные в частных методиках.
Методы: наблюдение за деятельностью учащихся, тестирование учащихся, анкетирование учителей, изучение литературы по теме исследования, составление библиографии.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в деятельности учителей начальных классов и студентов педагогических учебных заведений.
Статьи по педагогике:
Методика формирования культуры общения у детей
старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры
Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего, в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь за весь предшествующий период пребывания в детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтоб ...
Требования к заданиям для среднего школьного возраста по теме
«Моделирование и формализация»
При обучении школьников теме «Моделирование и формализация» нужно помнить, что метод моделирования используется при выполнении заданий, требующих замены объекта моделью, что осуществляется в следующих вариантах: 1. Выполнение заданий, результатом которых является получение учащимися моделей различн ...
Формы контроля
В соответствии с формами обучения на практике выделяют 5 форм контроля: 1. Индивидуальная 2. Групповая 3. Фронтальная 4. Взаимный контроль 5. Самоконтроль 1. Индивидуальный контроль. При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. ...