Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Чтобы разобраться во всем многообразии этих проявлений, прежде всего нужно разграничить понятия «леворукость» и «левшество».
Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество – комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие).
В Европе большая часть людей является праворукими. Но есть огромные области, например, на севере России, где 80% людей среди нанайцев, эвенков, селькупов от численности всего населения леворукие или амбидекстры (одинаково действующие как правой, так и левой рукой). Такая же ситуация наблюдается во всех приполярных областях Земли и горах.
Оказалось, что именно люди с левыми признаками успешнее адаптируются к природным условиям среды, в том числе к недостатку кислорода, концентрация которого уменьшается в горах и на Крайнем Севере. У них в крови меньше холестерина и ниже давление. Поэтому реже встречаются сердечнососудистые заболевания.
Говоря о количественном преобладание праворуких, нужно отметить тот факт, что в литературе отмечались факты увеличения количества леворуких людей: в 1928 г. среди взрослых: леворуких мужчин – 4,7%, леворуких женщин – 3,3%; в 1973 г. леворуких мужчин – 10,4; леворуких женщин – 8,8%.
Показательным в этом отношении является факт, что леворуких детей больше, чем взрослых, но по мере взросления их становится меньше. Причина кроется в том, что агрессивность праворукой среды заставляет леворуких приспосабливаться, переучиваться. Как примеры, заставляющие леворукого менять свою ведущую руку, можно назвать такие: отсутствие специальных инструментов для леворуких (ножи, ножницы, музыкальные инструменты); конструирование механизмов на производстве с учетом потребностей правшей.
Статьи по педагогике:
Применение методов Е.Б. Вахтангова в христианском театре
Методом настоящего христианского актерского мастерства протестантами и православными была провозглашена школа Евгения Вахтангова (1883-1922), педагога и режиссера, одного из учеников и помощников Константина Станиславского. Безусловно, в учении Вахтангова христиане находили и по-своему развивали те ...
Правила планирования учебного процесса
Изучение и анализ научно педагогической литературы привел к следующим результатам и выводам. Для того, чтобы практически выполнить названные выше во введении правила, рассмотрим методику планирования урока на конкретном материале подготовки занятия по теме «Электрический ток в газах». 1. Определени ...
Особенности умственного воспитания детей с недостатками слуха
Исследования советских психологов (И.М. Соловьев, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф) и сурдопедагогов (А.И. Дьячков, Р.М. Боскис, С.А. Зыков) позволяют сделать вывод о возможности умственного развития неслышащнх в ходе специального обучения. Особое место в этом обучении занимает работа по формированию речи. ...