Понятие «леворукость»

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Чтобы разобраться во всем многообразии этих проявлений, прежде всего нужно разграничить понятия «леворукость» и «левшество».

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество – комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие).

В Европе большая часть людей является праворукими. Но есть огромные области, например, на севере России, где 80% людей среди нанайцев, эвенков, селькупов от численности всего населения леворукие или амбидекстры (одинаково действующие как правой, так и левой рукой). Такая же ситуация наблюдается во всех приполярных областях Земли и горах.

Оказалось, что именно люди с левыми признаками успешнее адаптируются к природным условиям среды, в том числе к недостатку кислорода, концентрация которого уменьшается в горах и на Крайнем Севере. У них в крови меньше холестерина и ниже давление. Поэтому реже встречаются сердечнососудистые заболевания.

Говоря о количественном преобладание праворуких, нужно отметить тот факт, что в литературе отмечались факты увеличения количества леворуких людей: в 1928 г. среди взрослых: леворуких мужчин – 4,7%, леворуких женщин – 3,3%; в 1973 г. леворуких мужчин – 10,4; леворуких женщин – 8,8%.

Показательным в этом отношении является факт, что леворуких детей больше, чем взрослых, но по мере взросления их становится меньше. Причина кроется в том, что агрессивность праворукой среды заставляет леворуких приспосабливаться, переучиваться. Как примеры, заставляющие леворукого менять свою ведущую руку, можно назвать такие: отсутствие специальных инструментов для леворуких (ножи, ножницы, музыкальные инструменты); конструирование механизмов на производстве с учетом потребностей правшей.

Статьи по педагогике:

Определение сущности постановки целей и идеалов в образовании и воспитании
Процесс целеполагания в образовании и воспитании обусловлен целым рядом факторов. Чтобы выделить эти факторы, обратимся к анализу исторического опыта целеполагания в образовании и воспитании. В первобытном обществе, согласно И.П. Подласому, "воспитание было призвано обеспечивать существование ...

История развития педагогической антропологии
Педагогическая антропология как определенная научная область стала формироваться в XIX в., что оказалось возможным благодаря обширному наследию философии, которая практически с Античности разрабатывала вопросы сущности человека и его воспитания. Мыслители древности и Средневековья (Конфуций, Сократ ...

Предпосылки развития девиации и анализ их типов в подростковом возрасте
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переход­ным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрел ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru