Приёмы развивающего чтения как средство развития самооценки личности младших школьников на уроках чтения

Образование и воспитание » Развивающее чтение как средство развития самооценивания младших школьников на уроках чтения » Приёмы развивающего чтения как средство развития самооценки личности младших школьников на уроках чтения

Страница 1

По мнению ряда исследователей, таких как Л.Н. Засорина, В.С. Кукушина и др., развивающее чтение является одним из эффективных факторов, влияющих на процесс самооценивания личности младших школьников. Однако, как считает В.С. Кукушин, термин «развивающее чтение» ещё не получил признание в педагогике общего образования, как и сама педагогика чтения, имеющая основание для обособления среди других разделов педагогического знания. Более глубокие основания проблемы нужно искать в педагогике и преимущественно в педагогическом искусстве, в фундаментальных направлениях воспитания и классической дидактике. С.А. Смирнов отмечает: «Так, знакомясь с новыми трудами по педагогической технологии, можно убедиться, что методология и идеология развивающего чтения в отдельных своих гранях последовательно осознавались крупнейшими деятелями и теоретиками педагогической мысли».Таким образом, развивающее чтение как интегральное понятие возникло не пересечении педагогики развивающего обучения и развития речи.

Сложившаяся школьная традиция обучения родному языку ныне приводит к негативному следствию – недооценке речевой функции в развитии мышления и сознания детей и их интеллектуального потенциала в частности, а также индивидуального творческого начала. В речевой деятельности человека чтение является одним из четырёх видов и функционально старшим видом речевой деятельности. В целом письменная речь в двух её модальностях – письменной речи и чтении – филогенетически и оптогенетически являются вершинами в способах коммуникации. Психофизиология речи опирается на разграничение темповых характеристик деятельности: чтение в три раза превосходит по темпу устную речь и в девять раз – письменную. Ускорение энергоинформационного обмена при чтении достигается за счёт «утеснения» и замещения каналов восприятия – аудио – и артикулярного канала. Сенсомоторика чтения базируется на видеоканале, который может функционировать обособленно от других. Благодаря этому чтение тончает грани речи и мышления. Говорение и слушанье для него образует лишь «корневую систему». Чтение одной своей стороной (внешней) обращено к речи, а другой (внутренней) – к сознанию.

В общем речевом развитии человека чтение занимает положение узла, замыкающего круг вербального мышления и открывающего окно в над вербальное пространство сознания. При достижении высших ступеней в овладении чтением ребёнок переходит к обучению через чтение, оно становится главным способом познания.

Кукушин В.С. выделяет следующие фазы зрелости чтения:

Панорамное (системно – моделирующее мышление);

Раздельное

Сверхфразовое (локально-моделирующее мышление);

Фразовое (синтетическое, понятийно-наглядное мышление);

Словесное (слитное, понятийно-наглядное мышление):

1. слуховое, громкое;

2. внеслуховое, молчаливое;

Слого-аналитическое:

1. раздельное (буквенно-слоговое), речевые умения;

2. дословное индицирование (предметно – образное мышление), познавательные умения.

Фазы зрелости чтения отражают последовательное усложнение читательских умений и навыков: постепенно расширяются границы восприятия и осмысления речевых единиц текста, углубляется понимание читаемого. В общей и пирамиде ступеней овладения навыками чтения условно выделяются пять шагов. Первые два дают формирование умений звукобуквенного восприятия, проговаривания текста; здесь активизируются перцептивно-моторные механизмы речи.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Женское образование в России в конце XIX начале XX вв
На рубеже веков школа продолжала оставаться многотипной. В стране работало 60 типов различных начальных учебных заведений, имевших различные уставы, программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей. К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на с ...

Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв
Культура и духовная жизнь XVI и первой половины XIX вв. В XVI в. средоточиями центров светских и религиознах знаний на Востоке являлись Бухара и Самарканд, затем Шошкент (Ташкент). Изучение светских и религиозных знаний большей частью проходило в медресе. Большие медресе в крупных городах в XVI в. ...

Нерациональное природопользование
Нерациональное природопользование сказывается в снижении качества, растрате и исчерпании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды, подрыве восстановительных сил природы, снижении её оздоровительных и эстетических достоинств. Таким образом, при нерациональном природопользовании происходит эк ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru