На ступени словесного чтения происходит существенная прибавка механизмов речи – мысли: к ассоциациям слова слышимого, произносимого и видимого присоединяется «смысловое» слово, дети оперируют словами понятиями. При переходе к фразовому чтению единица восприятия увеличивается до целой фразы и одновременно усложняется абстрактно-логическая сторона чтения. Эта третья фаза зрелости характеризуется «свёрткой» слышимого и произносимого слова, а также редуцированием видимого слова за счёт напряжения поля смыслового восприятия и включения смысловой догадки.
И.П. Подласый считает: «Высшее мастерство читателя связано с панорамным чтением, в котором реализуются умения читать мысли, преодолевая барьеры визуальности графических знаков и структур». Восприятие текста сливается с образно-смысловым «схватываем» целостного содержания – мгновенно считываются целые страницы текста. Для начальных ступеней владения чтения характерен режим временного разрыва между срабатыванием механизмов восприятия и осмысления, преобладание аналитических усилий ума. Для более зрелых фаз чтения характерно слияние операций восприятия и понимания, сочетания аналитических усилий с синтетическими.
Для этого может быть разработана речевая диагностика умении работы с текстом. Л.Н. Засорина в свой работе отмечает: «Такая система реализована в комплексной педагогической диагностике облученности и обучаемости школьников». В частности, разграничение «возраста» читателя отражено в темповых характеристиках чтения. Так, многие трудности при изучении элементарной грамотности у детей связаны с неравномерностью развития отдельных сторон читательской деятельности, в особенности темпа и качества. Учёт ступеней развития навыков чтения дает возможность педагогу сознательно проектировать технологию обучения и соответственно конструировать содержание учебной информации. Можно указать соответствие фаз зрелости чтения и приёмом обучения – учения.
Именно продуктивное чтение является развивающим. Оно раскрывает потенциал индивидуального познания, включающий учащегося в поток информационного взаимодействия со средой обучения. Обучение способам продуктивной работы с текстом необходимо вводить в школьное образование в виде специальных факультативов, отдельных программ разделов курса русской словесности.
Динамика развития приёмов обучения чтению
Приёмы чтения и обучения
Фазы зрелости читателя |
Приёмы обучения |
Слого-аналитическое громкое чтение |
Репродуктивные |
Словесное (механическое) |
- |
Чтение молча (словесно – смысловое) |
Репродуктивное с элементами продуктивных |
Осмысленно – экстенсивное |
Репродуктивно – продуктивные |
Пофазное |
Продуктивно – смысловое |
Сверхфразовое |
Исследовательское |
А.А. Ралдугин отмечает: «Главное внимание педагога на уроках развивающего чтения обращено не на смысловое восприятие текста, на умения считывать логику построения фраз, целостного текста, проникать в подтекст и субъективный смысл читаемого, истолковывать потаенное». Для осуществления таких задач используется специальная техника вопросов – ответов к тексту, среди которых наряду с репродуктивными и риторическими вопросами содержаться проблемные вопросы.
Методика проведения уроков строится на проверочных процедурах, которые измеряются количественно-качественными критериями. Школьники легко овладевают приёмами измерения скорости и качества чтения и с большим интересом включаются в самонаблюдение за своими успехами в чтении,
возникает интерес к соревновательности в достижениях и создается ситуация успеха в обучении.
Общение с книгой и текстом отражает культуру личности в целом, мастерство в искусстве индивидуального прочтения личности, включённости в субъект – субъектные отношения, чувствительность к слышанью партнёра, способность переводить сообщение автора в Я – сообщение.
Искусство чтения состоит не только в том, как считывается внутренняя сторона текста, но и в том, как читается текст изнутри, в его глубинной семантике, в прикосновении к личности и индивидуальности.
Статьи по педагогике:
Использование компьютерных моделей на уроках физики
Компьютерное моделирование позволяет наглядно иллюстрировать физические эксперименты и явления, воспроизводить их тонкие детали, которые могут быть незамечены наблюдателем при реальных экспериментах. Использование компьютерных моделей и виртуальных лабораторий предоставляет нам уникальную возможнос ...
Характеристика социальной
ситуации, связанной с распространением наркотической зависимости среди старших
подростков
Массовое изучение образа жизни старших подростков, проводимое в 2001 г. в различных городах России показало, что 12% респондентов в возрасте до 16 лет однократно пробовали наркотические вещества (с учетом токсических веществ этот показатель возрастает до 18,9%), а около 0,9% принимают их регулярно. ...
Система текущей проверки знаний учащихся
Значительное внимание системе текущей проверки знаний уделял Е.И. Перовский. По его мнению, большое значение для качественного осуществления функций текущей проверки знаний имеет система этой проверки. Именно от нее зависит, будут ли знания учащихся проверяться в системе, в которой они даны в учебн ...