По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что в настоящий момент проводимые мероприятия по профилактике наркотической зависимости в МОУ СОШ № 103 мало эффективны. В 9Б классе выявлены подростки, которых можно отнести к "группе риска" употребления наркотических средств. В связи с этим, нами был разработан комплекс мероприятий профилактической направленности и план их проведения с учащимися 9Б класса.
Цель занятий – формирование антинаркотического мировоззрения учащихся и создание условий для здорового образа жизни.
При планировании работы мы опирались на психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста. А именно учитывали их потребность в общении со сверстниками, повышенное влияние мнения сверстников на формирование жизненных установок. Основными подходами, при разработке комплекса мероприятий, направленных на профилактику наркотической зависимости у старших подростков должны стать: подход, основанный на влиянии социальных факторов; подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной употреблению наркотических средств; подход, основанный на укреплении здоровья и информирование старших подростков о факторах наркотизации.
Предлагается использовать такие активные методы профилактики, как: беседа, "круглый стол", дискуссии, тренинг и организации внеклассных мероприятий, в том числе и походов.
Первым этапом профилактических мероприятий может быть проведение совместно с классным руководителем, родительских собраний. Рекомендуется проводить их один раз в четверть. Одной из тем родительского собрания должна стать: "Виды психоактивных веществ, признаки их употребления. Роль родителей в формировании здорового образа жизни подростков". Первая часть родительского собрания должна быть посвящена информированию родителей о видах наркотических средств и признаках их употребления. Во второй части, необходимо обсудить основные факторы, приводящие к началу употребления наркотических средств. Второе родительское собрание, посвященное профилактике наркотической зависимости, может быть проведено в начале – середине второй четверти. Оно должно быть направлено на совместный поиск, решения выявленных ранее проблем. В родительском собрании так же должны принимать участие как социальный педагог школы, классный руководитель, так и сами учащиеся. Данное мероприятие может проводиться в форме дискуссии, на которой могут обсуждаться вопросы, связанные с ростом числа старших подростков, вовлекаемых в употребление наркотических веществ и д.р.
Следующим этапом будет проведение серии тематических классных часов, на темы: "Что мы знаем о наркотиках". Классный час проводился в форме "круглого стола". Обсуждаются такие вопросы как: Что такое зависимость? Как вы считаете, что служит причиной начала употребления наркотических средств? Какие последствия несет в себе наркомания? Какими способами можно получать удовольствие от жизни? и др.
Как было сказано ранее, одним из факторов включения подростков в "группу риска", является несформированность коммуникативных навыков. В связи с этим, совместно с психологом МОУ СОШ №103, должен быть проведен "Тренинг партнерского общения". Партнерское общение – это общение, при котором учитываются интересы, чувства другого человека, признается ценность его личности: ни один из участников общения не достигает своих целей за счет интересов другого. Данный тренинг позволяет:
Научиться вступать в контакт;
Научиться задавать вопросы;
Научиться вести малый разговор;
Научиться стимулировать партнера к прояснению его позиции, предложений и т.п.;
Научится услышать и понять то, что имел в виду партнер;
Статьи по педагогике:
Специфика правосознания детей дошкольного возраста
Психологическая наука и практика подтверждают важность формирования правосознания, начиная с детского возраста. Отсутствие четкой нравственной направленности в общественном сознании является одной из причин деструктивного поведения дошкольников и младших школьников, а также роста преступности. В со ...
Нарушения звуко-слоговой структуры слова у
дошкольников с общим недоразвитием речи
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикулярной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. У детей с общим недоразвитием речи отмечается незаконченность процессов формирования артикулир ...
Игровые и развивающие методы обучения в современной школе
Дидактические игры как метод обучения в школе В 60-е гг. XX в. широкое распространение в школе получили дидактические игры. До конца еще не определено, куда их следует относить: к методам обучения или рассматривать отдельно. Ученые, выносящие их за рамки методов обучения, приводят в качестве доказа ...