Рекомендации по проведению занятий, направленных на развитие правовой грамотности дошкольников

Образование и воспитание » Правовая социализация детей старшего дошкольного возраста » Рекомендации по проведению занятий, направленных на развитие правовой грамотности дошкольников

Страница 1

Проведение занятий с детьмипрежде всего должно быть направлено на вовлечение детей с раннего возраста в процесс формирования их правового (нравственно-правового) сознания.

К общим для всех занятий можно отнести следующие образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи:

ознакомление детей с основными сферами жизни общества, в которых действуют определенные правила (социальные нормы), людям предоставляются права, у человека возникают обязанности;

развитие понимания своей индивидуальности и индивидуальности других детей;

воспитание позитивного отношения к себе и окружающим, терпимости к непохожести;

развитие коммуникативной компетентности, навыков бесконфликтного общения и взаимодействия в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

формирование правовых установок и ориентации на конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций и споров;

развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

формирование уважительного отношения к установленным правилам поведения, неприятия насильственных и других асоциальных действий в отношении людей, животных, предметов окружающего мира;

развитие умений анализировать свои поступки, сравнивать их с общепринятыми нормами поведения, в корректной форме высказать порицание в адрес других людей, принимать или терпимо относиться к желаниям окружающих;

формирование представления о личной ответственности за совершенные нарушения правил;

развитие умений ограничивать свои желания;

формирование уважительного отношения к представителям других национальностей и культуре народов мира;

формирование ценностного восприятия прав человека (ребенка);

углубление понимания детьми таких нравственно обусловленных понятий, как уважение, забота, достоинство, справедливость, дружба и т. д.

Основное внимание при разработке рекомендаций и подборе примерных занятий было сосредоточено на тех правах, понимание которых доступно уже в старшем дошкольном возрасте и которые позволяют акцентировать внимание детей на позитивном отношении к себе и другим, на заботе о них взрослыми, на их защищенности, поскольку именно психологический комфорт в этом возрасте позволит ребенку успешно развиваться в дальнейшем.

В основе содержания большинства занятий лежит ознакомление детей с понятиями «правило», «право» и с отдельными правами. Проводимые в рамках правового воспитания занятия помогают детям не только познакомиться с правами, со своими субъективными возможностями, но и почувствовать свою ответственность за тех, кто рядом, проявить самостоятельность. В ходе занятий важно пробудить активность детей, привить навыки общения, заложить позитивные качества личности ребенка.

К проведению занятий в рамках правового воспитания дошкольников применимы общие рекомендации по работе с детьми такого возраста. Занятия составлены так, чтобы в них происходила смена разных видов деятельности (беседы, игры, просмотр мультфильмов, слушание сказок и историй, рисование и др.).

Предложенные варианты вопросов для обсуждения сюжетов стихотворений, историй из художественных произведений, просмотренных мультфильмов, стимулируют детей к рассуждению и размышлению над существующими правилами и последствиями совершения персонажами тех или иных поступков, обучают их отражать и понимать происходящее в социально-правовой сфере.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Правовое воспитание в условиях ДОУ
В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности и взаимоотношений живущих в нем людей. Одной из важнейших сфер де ...

Функции досуга детей
Характерологические особенности детского досуга являются осново-полагающими для определения его функций. Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окру ...

Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
Подростковый и ранний возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом во ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru