Современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста. По мнению педагогов, в основе процесса формирования заложено овладение определенными ценностно-нормативными знаниями, которые старший дошкольник может усваивать в виде представлений, обеспечивающих становление гуманной личности, развитие нравственно-правовой культуры, социально приемлемого поведения.
Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, дети и подростки должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.
Анализ литературы показывает, что в современной науке к изучению правового воспитания выделяется несколько подходов. Так, одни ученые рассматривают данную категорию с позиции ее структурных компонентов, определяя при этом право как систему норм, выражающих государственные веления (С.С. Алексеев, Л.С. Явич, и др.), правосознание как сферу духовного отражения всей правовой действительности, (И.А. Ильин, В.И.Каминская, П.И. Новгородцев, А.Р. Ратинов и др.), нравственность как внутренний регулятор правомерного поведения (B.C. Олейников).
Другие же акцентируют внимание на правах человека как общечеловеческой ценности (В.А. Караковский, М.А. Лазутова, Е.А.Лукашева, Г.В. Мальцев, А.Ф. Никитин, З.К. Шнекедорф и другие), на моральных и нравственных ценностях (А.Н. Гусев, Ю.М. Смоленцев, А.Н.Титаренко и др.), на нравственно-правовом воспитании школьников (Г.П. Давыдов, Г.А. Кузнецов, О.Г. Шапиева и др.), правовом воспитании студентов (И.А. Дерягин, Ю.П. Козюбра).
В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. С.А. Козлова отмечает, что нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.
Вместе с тем, анализ исследований показал, что проблеме формирования нравственно-правовых представлений старших дошкольников в системе дошкольного образования уделено недостаточно внимания. В связи с этим, рассмотрение данной проблемы является актуальным в силу повышения требований общества к нравственно-правовой культуре, социализации дошкольников в современных условиях.
Проблема нашего исследованиязаключается в необходимости научного изучения уровня правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и возможности формирования у них нравственно - правовых представлений в системе дошкольного образования.
Объект исследования: правовая грамотность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования нравственно - правовых представлений в системе дошкольного образования.
Гипотеза исследования: заключается в том, чтоу детей старшего дошкольного возраста достаточно низкий уровень правовой грамотности и для того, чтобы обеспечить успешную правовую социализацию этих детей, необходимо использовать познавательно – развивающие занятия, направленные на усвоение элементарного нравственно – правового знания как объективной потребности для достижения социально приемлемого поведения.
Цель исследования: изучение и анализ процесса формирования правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать данные психолого – педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Выявить у детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности правовой грамотности до и после проведения серии занятий по нравственно – правовому воспитанию.
Составить методические рекомендации и подобрать занятия по нравственно – правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Методологической и теоретической основой явились:положение о связи, единстве, взаимопроникновении обучения, воспитания, развития и образования в ходе педагогического процесса; идея сензитивности различных возрастных периодов к определенным воспитательным воздействиям (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.); психологические и педагогические теории, рассматривающие эффективное формирование нравственно-правовых представлений через разнообразную, специально организованную деятельность (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.А. Леонтьев, С.JI.Рубинштейн, И.Ф.Харламов и др.).
Методы и методики исследования: в работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования -анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых документов, учебно-воспитательных, образовательных программ, анализ анамнестических данных, изучение документации, наблюдение, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
При проведении констатирующего эксперимента и контрольного среза знаний использовались адаптированные методики, предложенные Г.А.Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной для выявления уровня самосознания и самооценки у дошкольников, включающие сравнительную оценку нравственных качеств у себя и сверстников.
В качестве респондентов выступали 14 детей 5 – 6 лет, посещающие группу кратковременного пребывания на базе центра психолого-медико-социального сопровождения №2 г. Красноярска.
Этапы проведения обследования:
I этап: (январь 2012 – февраль 2012 года) – изучение и анализ специальной методической литературы; формулирование цели и задач исследования, определение объекта, предмета и места исследования, определение экспериментальных планов, подбор методов и методик исследования, подбор испытуемых;
II этап: (5 марта 2012 – 15 марта 2012 года) – проведение констатирующего эксперимента;
III этап: (19 марта 2012 – 3 мая 2012 года) – проведение занятий по нравственно – правовому воспитанию и контрольного среза знаний;
IV этап: (май – июнь 2012 года) – обработка и анализ результатов исследования, составление методических рекомендаций и подбор занятий по нравственно – правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации теоретических положений о правовой социализации дошкольников, а также в обосновании необходимости и возможности формирования нравственно-правовых представлений в системе дошкольного образования.
Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций и подборе занятий по нравственно – правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Статьи по педагогике:
Теоретические основы проблемы общекультурной компетенции
учителя как составной части его педагогической культуры
Высокий уровень общекультурной компетенции необходим педагогу для реализации всех трех глобальных целей образовательного процесса: обучения, воспитания и, особенно, развития учащихся. Она выступает важной характеристикой педагогической культуры учителя, одним из неотъемлемых показателей его професс ...
Интеграция детей с особыми потребностями
Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения В российской теории и практике обучения детей с отклонениями в развитии принято различать понятия "интеграция", "интегрированное обучение", "дифференциация", "дифференцированное обучение". Сущность и ...
Конструктивная деятельность учителя в структуре
педагогической деятельности
Говоря о структуре педагогической деятельности, необходимо сказать, что все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями. В отличие от принятого в психологии понимания деят ...