Психологические особенности детей дошкольного возраста

Образование и воспитание » Правовая социализация детей старшего дошкольного возраста » Психологические особенности детей дошкольного возраста

Страница 1

К старшему дошкольному возрасту перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения, становление которых связано с целым рядом новообразований в психике и сознании старшего дошкольника.

В старшем дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, выступающая орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок теперь не просто констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности.

Следующим важным направлением в развитии речи старшего дошкольника является появление ее новых форм – контекстной и объяснительной. Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность. Нарастают черты контекстности. Речь становится все более последовательной и логичной, что позволяет ребенку рассуждать о предмете своего интереса, формулировать вопросы познавательного характера.

Словесное рассуждение к шести-семи годам превращается в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.

Ребенок старшего дошкольного возраста начинает пользоваться речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информации, которую он включает в решение мыслительных задач, т.е. речь становится орудием мышления и средством познания. Складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач.

Важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении поведения ребенка из «полевого» в «волевое». В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

В дошкольном возрасте складывается соподчинение мотивов. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы.

Таким образом, поведение ребенка превращается во внеситуативно – личностное и теряет свою непосредственность. Оно направляется представлением о предмете, а не самим предметом, т.е. появляется идеальная мотивация.

К 5-6 годам интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение. Как видно из исследований Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, и других, познавательный интерес детей дошкольного возраста возникает потому, что ребенок, познавая окружающий мир, выступает как первооткрыватель, испытывающий жажду познания. Основной формой познавательного интереса дошкольников является ситуативный интерес, особенностью которого многие исследователи считают яркие эмоциональные переживания, преобладание сенсорной пытливости над умственной.

В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать и психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь (З.М. Истомина, Н.Г. Аганесова, А.В. Запорожец и др.).

Как отмечал Л.С. Выготский, развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр.), а изменением отношения между отдельными функциями. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. Так, важнейшей особенностью старшего дошкольного возраста является то, что здесь складывается новая система психических функций, центральное место в которой занимает память.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Особенности развития представлений о множестве
Педагогические и психологические исследования специалистов (А. В. Запорожец, Г. А. Кислюк, Л. В, Глаголева, Ф. Н. Блехер, А.М. Леушина, В.В. Данилова и другие) наблюдения за детьми дома, в детском саду и школе показали, что формирование понятия натурального числа у детей дошкольного и младшего школ ...

Современная образовательная система в Кореи: традиция и тенденции развития
В Корее издавна чтились люди образованные и наделенные литературным даром. От них требовалось знакомство с классическим культурным наследием Китая и владение китайской письменностью. Обучение было нацелено на подготовку корейской молодежи к государственной службе. Несколько лет интенсивных занятий ...

Проблемы и перспективы современного урока
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. До 50-х годов 20 века ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru