Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение правовой грамотности, первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведения устного опроса, беседы, тестирования, наблюдения за ребенком.
С целью выявления уровня правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста нами был проведен констатирующий эксперимент.
Экспериментальное исследование было проведено в период с марта 2012 года по май 2012 года, на базе Центра психолого – медико – социального сопровождения №2 города Красноярска. ЦПМСС №2 является образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Цель работы данного центра заключается в оказании психолого-педагогической, медико-социальной помощи в обучении, воспитании, реабилитации и оперативной социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям из неблагополучных семей.
Также на базе центра осуществляется работа по обучению и воспитанию детей 4 – 5 и 5 – 6 лет в группах кратковременного пребывания, где дети находятся по 3 часа в день, 3 раза в неделю. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа, в которую вошли 14 детей 5 – 6 лет из группы кратковременного пребывания.
Основным критерием, который учитывался при комплектовании экспериментальной группы, был возраст испытуемых (5 – 6 лет).
На основании бесед с психологом, социальным педагогом, родителями, а также, изучив психологическую и педагогическую документацию, были получены следующие данные об особенностях испытуемых:
- 92,9% (13 человек) составили дети 6 лет, 7,1% (1 человек) – 5 лет;
- 71,4% (10 человек) – мальчики, 28,6% (4 человека) – девочки;
- 92,9% (13 человек) живут в благоприятных социально – бытовых условиях, 7,1% (1 человек) – воспитывается в социально неблагополучной среде;
-21,4% (3 человека) воспитываются в неполных семьях, 78,6% (11 человек) испытуемых воспитываются в полных семьях, из них 21,4% (3 человека) – дети из многодетных семей;
-100% (14 человек) испытуемых ранее дошкольные образовательные учреждения не посещали, 57,1% (8 человек) из них занимаются в группе кратковременного пребывания 2 года, 42,9% (6 человек) – 1 год.
Эксперимент проходил в 2 этапа:
- первый этап включал в себя выявление уровня правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста до проведения занятий, направленных на формирование их правового сознания (март 2012);
-второй этап представлял собой контрольный срез знаний детей о их правах, обязанностях и нормах поведения после проведения специализированных занятий (март – май 2012).
Занятия проходили 2 раза в неделю по 30 минут, всего было проведено 16 занятий (6 – диагностических, 10 – развивающих).
При проведении констатирующего эксперимента и контрольного среза знаний использовались адаптированные методики, предложенные Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной для выявления уровня самосознания и самооценки у дошкольников, включающие сравнительную оценку нравственных качеств у себя и сверстников.
Констатирующий эксперимент включал в себя 3 серии заданий:
1. Опрос детей на тему "Права ребенка"
2. Беседа "Как поступить?"
3. Тест "Что такое хорошо, что такое плохо?"
Далее целесообразно привести вопросы, составляющие основу опросника"Права ребенка":
1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
2. Как ты думаешь, что такое право?
3. Какие права есть у тебя и других детей?
4. Какие права ты считаешь самыми важными?
5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
6. Кто защищает права детей?
7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?
На основе анализа ответов детей, нами условно были выделены 3 уровня правовой грамотности:
Статьи по педагогике:
Методический материал для проведения уроков по разделу «Культура
Средневековой Европы» в младшем подростковом возрасте
I. Художественная (творческая) деятельность При изучении темы «Романский стиль в архитектуре Средневековой Европы» учащимся в конце урока предлагается нарисовать замок, соблюдая все каноны Романского стиля. Свой рисунок нужно представить перед классом и дать ему описание. В качестве домашнего задан ...
Анализ методики изучения эмоциональных реакций
дошкольников
1. Наблюдения над проявлением у ребенка удовольствия и неудовольствия. Понаблюдайте, в каких формах проявляется удовольствие и неудовольствие у новорожденных детей. Отметьте, когда появляется у ребенка первая улыбка как выражение удовольствия, и первое нахмуривание бровей как выражение неудовольств ...
Методика работы с текстами французской современной художественной
литературы
Как уже было отмечено, изучающее чтение направлено на развитие понимания 100% информации, содержащейся в тексте. Кроме того, его задачей является сформировать у учащегося умение самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста (Фоломкина, 1981). В этой связи для реализации по ...