В результате проведения исследования было выявлено, что большинство (50% - 7 человек) дошкольников данной группы на первом этапе исследования имеют средний уровень развития правовой грамотности. Высокий уровень правового воспитания наблюдается у 21,4% (3 человека) группы. Низкий уровень правовой грамотности выявлен у четырёх человек группы, что составляет 28,6% от всех участников исследования.
Наглядно преобладание того или иного уровня развития знаний о правах у дошкольников отражены на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение испытуемых на группы по уровню сформированности правовой грамотности(%)
Наиболее низкие показатели были получены в первой серии заданий, при проведении опроса, направленного на выявление правовых знаний детей: 50% (7 человек) на низком уровне, столько же на среднем, высокого уровня знаний о правах ребенка не показал ни один участник исследования.
Наибольшие затруднения вызвали вопросы на определение тех прав, которые имеет ребенок, никто из испытуемых не смог ответить на вопрос: «Какие права есть у тебя и других детей?».
Именно на этот вопрос мы старались дать ответ во время проведения специализированных занятий по формирования правового сознания у детей старшего дошкольного возраста. Занятия были направлены на ознакомление детей с основными сферами жизни общества, в которых действуют определенные правила (социальные нормы), о том, что всем людям предоставляются права, а также об обязанностях, которые возникают у человека. В основе большинства занятий лежало ознакомление детей с понятиями: «правило», «право» и с отдельными правами (защита прав ребенка, право на жилье, право на тайну переписки и почтовых отправлений и т.д. в доступной для детей форме) и обязанностями (правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и т.д.).
После проведенных занятий был организован контрольный срез знаний, который показал следующие результаты.
Таблица 2. Результаты контрольного среза уровня правовой грамотности дошкольников на IIэтапе исследования
ФИО ребенка |
Уровень успешности выполнения I сериизаданий |
Уровень успешности выполнения II сериизаданий |
Уровень успешности выполнения III сериизаданий |
Общий уровень правовой грамотности |
Сергей А. |
низкий |
средний |
средний |
Средний |
Асадбек Б. |
средний |
высокий |
средний |
Средний |
Ахмарал Б. |
низкий |
средний |
низкий |
Низкий |
Андрей В. |
высокий |
высокий |
высокий |
Высокий |
Андрей Д. |
высокий |
средний |
высокий |
Высокий |
Эдуард К. |
высокий |
высокий |
высокий |
Высокий |
Павел К. |
средний |
средний |
высокий |
Средний |
Никита К. |
средний |
средний |
средний |
Средний |
Владислав М. |
низкий |
средний |
средний |
Средний |
Ангелина М. |
высокий |
высокий |
высокий |
Высокий |
Ксения М. |
средний |
средний |
высокий |
Средний |
Антон Н. |
средний |
высокий |
высокий |
Высокий |
Никита Ш. |
средний |
средний |
высокий |
Средний |
Мария Щ. |
высокий |
высокий |
высокий |
Высокий |
Статьи по педагогике:
Физическое образование: его цели и задачи, содержание и структура
Система физического образования формировалась в многолетней практике изучения физики в общеобразовательных учебных заведениях. Усилиями поколений учителей и ученых школьный курс физики в ХХ в. вполне соответствовал лучшим мировым стандартам, способствовал достижению высокого уровня образованности н ...
Классификация
моделей и инструменты моделирования
Каждая модель создается для конкретной цели и, следовательно, уникальна. Однако наличие общих черт позволяет сгруппировать все их многообразие в отдельные классы, что облегчает их разработку и изучение. В теории рассматривается много признаков классификации и их количество не установилось. Тем не м ...
Волевые качества у учащихся
Воспитание воли ребенка один из центральных вопросов педагогики. Нередко приходится наблюдать детей нерешительных и неуверенных, с вялыми движениями, неустойчивых в своих желаниях, отступающих перед малейшими затруднениями. От них всегда слышишь: "Я не умею", "Я не хочу", " ...