В результате проведения исследования было выявлено, что большинство (50% - 7 человек) дошкольников данной группы на первом этапе исследования имеют средний уровень развития правовой грамотности. Высокий уровень правового воспитания наблюдается у 21,4% (3 человека) группы. Низкий уровень правовой грамотности выявлен у четырёх человек группы, что составляет 28,6% от всех участников исследования.
Наглядно преобладание того или иного уровня развития знаний о правах у дошкольников отражены на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение испытуемых на группы по уровню сформированности правовой грамотности(%)
Наиболее низкие показатели были получены в первой серии заданий, при проведении опроса, направленного на выявление правовых знаний детей: 50% (7 человек) на низком уровне, столько же на среднем, высокого уровня знаний о правах ребенка не показал ни один участник исследования.
Наибольшие затруднения вызвали вопросы на определение тех прав, которые имеет ребенок, никто из испытуемых не смог ответить на вопрос: «Какие права есть у тебя и других детей?».
Именно на этот вопрос мы старались дать ответ во время проведения специализированных занятий по формирования правового сознания у детей старшего дошкольного возраста. Занятия были направлены на ознакомление детей с основными сферами жизни общества, в которых действуют определенные правила (социальные нормы), о том, что всем людям предоставляются права, а также об обязанностях, которые возникают у человека. В основе большинства занятий лежало ознакомление детей с понятиями: «правило», «право» и с отдельными правами (защита прав ребенка, право на жилье, право на тайну переписки и почтовых отправлений и т.д. в доступной для детей форме) и обязанностями (правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и т.д.).
После проведенных занятий был организован контрольный срез знаний, который показал следующие результаты.
Таблица 2. Результаты контрольного среза уровня правовой грамотности дошкольников на IIэтапе исследования
ФИО ребенка |
Уровень успешности выполнения I сериизаданий |
Уровень успешности выполнения II сериизаданий |
Уровень успешности выполнения III сериизаданий |
Общий уровень правовой грамотности |
Сергей А. |
низкий |
средний |
средний |
Средний |
Асадбек Б. |
средний |
высокий |
средний |
Средний |
Ахмарал Б. |
низкий |
средний |
низкий |
Низкий |
Андрей В. |
высокий |
высокий |
высокий |
Высокий |
Андрей Д. |
высокий |
средний |
высокий |
Высокий |
Эдуард К. |
высокий |
высокий |
высокий |
Высокий |
Павел К. |
средний |
средний |
высокий |
Средний |
Никита К. |
средний |
средний |
средний |
Средний |
Владислав М. |
низкий |
средний |
средний |
Средний |
Ангелина М. |
высокий |
высокий |
высокий |
Высокий |
Ксения М. |
средний |
средний |
высокий |
Средний |
Антон Н. |
средний |
высокий |
высокий |
Высокий |
Никита Ш. |
средний |
средний |
высокий |
Средний |
Мария Щ. |
высокий |
высокий |
высокий |
Высокий |
Статьи по педагогике:
Стресс
Всякий раз, когда человек подвергается непривычно сильной нагрузке. Он проходит через три стадии: вначале ему чрезвычайно трудно, затем он привыкает и обретает "второе дыхание" и, наконец, теряет силы и вынужден прекратить работу. Такая трехфазная реакция является общим законом - это общи ...
Современное понятие интеграции
Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе: модели в общественном сознании. Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвова ...
Методы и приемы обучения детей раннего возраста конструированию из
строительного материала
Методы обучения конструированию детей третьего года жизни разнообразны. Основное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемое показом и подробным объяснением процесса возведения постройки. Методика конструирования по образцу сводится к тому, что воспитатель показы ...