Исследование взаимодействия «Человек – компьютер» является сравнительно новым направлением. Это связано с тем, что компьютерной революции еще не более сорока лет. Компьютеризация образования, по мнению Н.И. Даниловой, создает «наиболее благоприятные условия для контроля обучения по физиологическим параметрам. Эта задача может быть решена с помощью мониторинга функционального состояния учащегося, а также через компьютеризированную оценку его индивидуальных психофизиологических характеристик. Такой подход лежит в основе такого направления прикладной психофизиологии, как педагогическая психофизиология. В ней можно выделить несколько проблемных областей.
1. Изучение индивидуальных качеств, способствующих развитию стрессовых состояний. Связан с оценкой функциональных состояний (уровня активности структур мозга, на котором протекает конкретная психическая деятельность).
2. Оптимизация обучения благодаря введению в коридор оптимального состояния. Принцип подходя связан с использованием метода биологической обратной связи при контроле над параметрами организма (в исследовании К. Мангины использован показатель кожной проводимости).
Практические и научные аспекты взаимодействия «человек – компьютер» учитываются во всех направлениях, связанных с информационными технологиями. Всеобщность их распространения определяет значение психофизиологических исследований для производственных технологий, связи, транспорта, финансов, торговли. Это дает возможность отнести их к общему направлению – психофизиологии и физиологии трудовой деятельности. Такой подход позволяет применять в исследованиях подходы физиологии трудовой деятельности, приведенные, например, в Методических рекомендациях «Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде». Актуальным с теоретической и практической сторон является исследование наступления утомления при работе с компьютером.
Практическое изучение психофизиологических аспектов взаимодействия в системе «человек – компьютер» в России отражено в программе спецсеминара при кафедре психофизиологии психологического факультета Московского государственного университета. В ней показаны цели, предмет изучения и задачи психофизиологии компьютерного труда.
Анализ используемых психофизиологических методов, таких как кардиоинтервалография, электроэнцефалография, электромиография, окулография, метод кожно-гальванической регистрации и других, исходя из возможностей их материального обеспечения показывает, что большинству из них для практического внедрения требуются существенные финансовые затраты. Тем не менее, можно создавать недорогие системы диагностики психофизиологических параметров с применением компьютерных технологий. Эти возможности связаны с регистрацией некоторых двигательных параметров, параметров нервно-психической деятельности, что и реализовано в комплексе «Тетр».
Двигательная функция при работе с компьютером
Изучение движений при работе с компьютером является современным этапом общего направления в науке о движении. Анализ исторического материала проблем движения и результатов последних лет приведен в работе Н.Н. Гордеевой. Рассмотрение значимости проблемы движения выполнено ученицей школы № 80 Татьяной Серовой ранее в работах, представленных на программу «Открытие» в 2003 – 2004 годах.
Тремор является основой микродвижений человека. Он образуется из-за колебательных движений мышц конечностей. Он играет важную роль в комплексе адаптационно-приспособительных процессов организма, указывает на характер энергетических процессов и их регуляции, служит показателем работоспособности и утомления человека. По характеру тремора можно судить о состоянии нервной системы организма человека. Основные характеристики тремора – это частота, с которой он происходит и амплитуда (размах) колебательного движения. Они зависят от ряда особенностей человека: различных уровней его нервно-психической организации. Так как тремор проявляется при рассогласовании различных систем регуляции, то чем выше величина рассогласования, тем выше тремор. Тремор можно разделить на нормальный и патологический. Нормальный тремор, наблюдающийся у здоровых людей, делят на два типа: статический и динамический. Описание видов тремора и его параметров было сделано ранее. Для характеристики статического тремора существуют ряд индексов, отражающих степень координированности психомоторной сферы, или, иначе говоря, «продуктивности» тремора.
Статьи по педагогике:
Особенности культурного поведения подростков с нарушением
интеллекта
В данном параграфе необходимо обратиться к понятию «интеллект», к причинам, вызывающих умственную отсталость, к особенностям поведения подростков с нарушением интеллекта. Интеллект (от латинского слова intellektus – разумение, понимание, постижение). В психологической науке рассматривается как «отн ...
Создание условий для ознакомления с классической музыкой в ДОУ
Основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами, научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства. Второй этап – форми ...
Фундаментальные эмоции и их комплексы
Эмоция называется фундаментальной, если она имеет специфический внутренне детерминированный нервный субстрат, внешне выражается особыми мимическими или нервно-мышечными средствами и обладает особым субъективным переживанием - феноменологическим качеством. Фундаментальные эмоции являются важными в ж ...