Психофизиологические процессы при работе с компьютером

Страница 2

Для изучения статического тремора используется в основном метод Меде. Он заключается в регистрации количества ошибок, то есть прикосновений к краям металлической панели с отверстиями различной величины, в которые испытуемый продевает металлический стержень. Так как и панель, и стержень являются контактами одной цепи, каждое прикосновение регистрируется на счетчике. Отверстия в пластине имеют неодинаковый диаметр, поэтому можно исследовать тремор различных порядков. Например, если стержень вводится в отверстие, не превышающее в диаметре 3,0 мм, то количество касаний, отнесенное к времени исследования, и будет являться коэффициентом координации.

Для изучения динамического тремора используется металлический лабиринт, сквозь который испытуемый должен провести контактный стержень так, чтобы не коснуться его границ и затратить при этом как можно меньше времени. Каждое прикосновение стержня к лабиринту также включает счетчик импульсов.

Исследование исходило из гипотезы, что долгая работа на компьютере приводит к нарушению точности выполнения программ движения. Это можно объяснить длительным возбуждением отделов мозга, ответственным за поддержание статической позы, работу антигравитационных мышц и разлитым торможением в областях, отвечающим за работу динамических мышц.

Нервно-психические процессы при работе с компьютером

В соответствии с наиболее общепринятой и традиционной точкой зрения в нервной системе различают всего два основных процесса: возбуждение и торможение. Выраженность этих процессов и их соотношение друг с другом, а также скорость их смены друг на друга определяют свойства нервной системы. И.П. Павлов выделил три основных качества: сила нервных процессов, уравновешенность нервных процессов, подвижность нервных процессов. Степень проявления каждого из этих качеств современные подходы психофизиологии требуют оценивать количественно. Такой подход утверждается в работе Е.П. Ильина. Диагностика свойств нервной системы у отдельного человека на количественном уровне до настоящего времени является сложной процедурой. Показан динамичный характер выраженности каждого свойства в зависимости от условий среды и внутренних причин, например, биоритмов. И если изучается проявление свойств нервной системы, то можно не проводить окончательную диагностику типа, а использовать статистические критерии сравнения.

Для оценки свойства силы, в первом приближении, показывающем ее работоспособность, достаточно распространен теппинг-тест, предложенный Е.П. Ильиным, 1972. В нем оценивается распределение количества совершаемых действий за шесть пятисекундных интервалов времени выполнения теста – 30 секунд. Во всех его вариантах выполнения обязательным условием является максимально высокий темп. Сила оценивается на основании анализа формы кривой распределения. При длительной работе на компьютере наблюдается явление снижения работоспособности, утомления. Следовательно, теппинг-тест, по которому можно судить об изменении работоспособности, применим и для оценки эффекта деятельности на компьютере.

Страницы: 1 2 

Статьи по педагогике:

Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя
При глубоком рассмотрении индивидуаль­ной профилактики мы выявили три уровня воспитатель­но-профилактического воздействия на личность несовершенно­летнего. Первый — воспитательно-профилактическое воздействие всей системы воспитания и обучения в многообразии форм нрав­ственно-воспитательной, культур ...

Положение об оценке достижений участников образовательного процесса через формирования ключевых компетенций личности
Теоретические основы Процессы модернизации образования направлены на созидание и развитие социально-экономической и культурной жизни российского общества, подготовку выпускника школы XXI века, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами, которые дадут ему ...

Особенности речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
В ходе своего развития речевая деятельность детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, ору ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru