Обоснование важности исследования. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образование – одна из целей, решаемых государственными национальными проектами «Здравоохранение» и «Образование». Блок диагностический, позволяющий оценивать различные стороны здоровья, является в этих технологиях базовым. Но учителя, работники образования не имеют в своем распоряжении информативных и оперативных диагностических методов. Традиционно диагностикой уровня здоровья занимается медицина, не включенная непосредственно в учебно-воспитательный процесс. В образовании существует потребность в быстрой и охватывающей все учебные группы диагностике параметров здоровья, возможность их текущего контроля и длительного мониторинга. Такая диагностика, совершенно обязательная для реального выполнения технологии сбережения здоровья, может быть удовлетворена только с привлечением информационных технологий. Это, прежде всего, компьютерные психофизиологические диагностические методы, позволяющие оценить именно текущее функциональное состояние человека и влияние на него внешних факторов. Факторами, которые оцениваются этими методами, вполне могут быть любые факторы учебно-воспитательного процесса.
Основной проблемой по практическому внедрению психофизиологических диагностических комплексов в образование является их высокая стоимость, от сотни тысяч рублей за комплект. А для целей диагностики всех учеников необходимо, по крайней мере, несколько таких комплектов на школу. Вместе с тем образовательные учреждения имеют важную составляющую подобных комплексов – оборудование компьютерных классов. Значит, имеется материальная база для внедрения компьютерных психофизиологических методик.
Цель исследования. Показать возможности системы компьютерной диагностики функциональных состояний для оценки здоровья учеников непосредственно в школах. Такая система может быть внедрена впервые в России в практику ярославского образования. В основу системы предлагается программно-аппаратный комплекс «Тетр», разработанный творческим коллективом под руководством моего научного руководителя и внедренный в нескольких ярославских школах, в том числе и нашей.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1. Проводился анализ литературных данных по применению психофизиологических методов диагностики функционального состояния и уровня здоровья в образовании.
2. Анализировались возможности комплекса «Тетр» на основании результатов, полученных с применением комплекса в нескольких школах города Ярославля.
3. Проведено обследование учащихся 11-х классов школы № 80 методами статического тремора и теппинг-теста и оценена корреляция между полученными результатами и данными по психологическим качествам учащихся, полученными Е. Румянцевой.
4. Создан проект заключения по возможностям комплекса «Тетр».
Статьи по педагогике:
Учебно-материальная база технологического обучения
Область «Технология» обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний и умений в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, о ведении домашнего хозяйства ...
Определение методов обучения и их реализация в учебном
процессе
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, ...
Виды культурно-досуговой деятельности детей
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. ...