Определение понятий "образование" и "воспитание", конкретизация их взаимосвязи

Образование и воспитание » Современные тенденции в постановке целей и формировании идеалов в образовании и воспитании » Определение понятий "образование" и "воспитание", конкретизация их взаимосвязи

Страница 1

На данный момент существует большое количество определений понятий "образование" и "воспитание". Приведем некоторые из них.

Согласно В.Г. Крысько, образование – "это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека".

А воспитание, в понимании этого автора "это целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности".

Согласно Н.В. Бордовской, образование – "это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей".

По Н.С. Дашиной "воспитание представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности".

Согласно М. П. Поповой, воспитание - "социально обусловленный, специально организуемый процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на приобщение воспитанников к системе социальных ценностей для дальнейшего включения их в освоение и преобразование мира человеческой культуры".

Интересны определения понятий, данные еще Л.Н. Толстым. "Воспитание, по его мнению, есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим; а образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого — сообщать уже приобретенное им".

Тон образовательной политики нашего государства задается определением понятия образования, которое дано с первых страниц закона "Об образовании". "Под образованием… понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения… обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением обучающимся образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом".

Анализ приведенных выше и других определений понятий "образование" и "воспитание" позволяет сделать следующие выводы:

- образование и воспитание – есть длительные по времени процессы;

- образование и воспитание – есть целенаправленные процессы;

- содержание процессов воспитания и образования задается актуальными требованиями заказчиков, в роли которых выступают государство, общество (семья, бизнес и др. микрогруппы);

- помимо актуальных требований заказчиков существуют культурные традиции в определении норм и ценностей, которые также должны быть включены в содержание процессов воспитания и образования;

- основным содержанием процессов образования и воспитания выступают нормы и ценности. Специфика заключается в том, что для образования эти нормы определены некоторым набором знаний, умений, навыков и способностей, а для воспитания – набором поступков человека (поведением);

- основной целью процессов воспитания и образования многими экспертами видится трансляция традиционных - культурных и вновь приобретенных – общественных норм и ценностей от старших поколений младшим;

- существуют некоторые разногласия в определении понятий "образование" и "воспитание". В частности они проявляются в определениях Толстого и определении, взятом из ФЗ "Об образовании". Так великий писатель воспитание ставит в один синонимичный ряд с образованием, а законодатели и вовсе объединяют под понятием "образование" процесс воспитания. Последнее также часто встречается и в других источниках. Так И.А. Зимняя считает, что образование включает в себя два взаимосвязанных процесса – процесс обучения и процесс воспитания. Но, в общем и целом эти разногласия несущественны, когда речь идет о формулировках целей и идеальных образов человека, которые необходимо достичь в процессе образования и воспитания человека.

Подводя итог вышесказанному, конкретизируем определения понятий "образование" и "воспитание". Под первым будем понимать процесс и результат усвоения и освоения человеком общекультурных норм и ценностей, демонстрируемый в конкретных знаниях, умениях и навыках. Под вторым будем понимать процесс и результат усвоения и освоения человеком общекультурных норм и ценностей, проявляющийся в поведении человека.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Этапы формирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе
В трудовом обучении все методы могут быть конкретизированы по трем группам – в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические. Каждая группа несет свои функциональные отличия и дидактическую нагрузку. Кроме того, существуют четкие, выработанной практико ...

Виды эмоций
Эмоции можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Так, выделяют следующие виды подобных "ценных" эмоций. 1. Альтруистические эмоции - переживания, возникающие на основе потребности и содействии, помощи, покровительстве другим людям: желание прин ...

Методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений. Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвиже ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru