На данный момент существует большое количество определений понятий "образование" и "воспитание". Приведем некоторые из них.
Согласно В.Г. Крысько, образование – "это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека".
А воспитание, в понимании этого автора "это целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности".
Согласно Н.В. Бордовской, образование – "это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей".
По Н.С. Дашиной "воспитание представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности".
Согласно М. П. Поповой, воспитание - "социально обусловленный, специально организуемый процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на приобщение воспитанников к системе социальных ценностей для дальнейшего включения их в освоение и преобразование мира человеческой культуры".
Интересны определения понятий, данные еще Л.Н. Толстым. "Воспитание, по его мнению, есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим; а образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого — сообщать уже приобретенное им".
Тон образовательной политики нашего государства задается определением понятия образования, которое дано с первых страниц закона "Об образовании". "Под образованием… понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения… обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением обучающимся образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом".
Анализ приведенных выше и других определений понятий "образование" и "воспитание" позволяет сделать следующие выводы:
- образование и воспитание – есть длительные по времени процессы;
- образование и воспитание – есть целенаправленные процессы;
- содержание процессов воспитания и образования задается актуальными требованиями заказчиков, в роли которых выступают государство, общество (семья, бизнес и др. микрогруппы);
- помимо актуальных требований заказчиков существуют культурные традиции в определении норм и ценностей, которые также должны быть включены в содержание процессов воспитания и образования;
- основным содержанием процессов образования и воспитания выступают нормы и ценности. Специфика заключается в том, что для образования эти нормы определены некоторым набором знаний, умений, навыков и способностей, а для воспитания – набором поступков человека (поведением);
- основной целью процессов воспитания и образования многими экспертами видится трансляция традиционных - культурных и вновь приобретенных – общественных норм и ценностей от старших поколений младшим;
- существуют некоторые разногласия в определении понятий "образование" и "воспитание". В частности они проявляются в определениях Толстого и определении, взятом из ФЗ "Об образовании". Так великий писатель воспитание ставит в один синонимичный ряд с образованием, а законодатели и вовсе объединяют под понятием "образование" процесс воспитания. Последнее также часто встречается и в других источниках. Так И.А. Зимняя считает, что образование включает в себя два взаимосвязанных процесса – процесс обучения и процесс воспитания. Но, в общем и целом эти разногласия несущественны, когда речь идет о формулировках целей и идеальных образов человека, которые необходимо достичь в процессе образования и воспитания человека.
Подводя итог вышесказанному, конкретизируем определения понятий "образование" и "воспитание". Под первым будем понимать процесс и результат усвоения и освоения человеком общекультурных норм и ценностей, демонстрируемый в конкретных знаниях, умениях и навыках. Под вторым будем понимать процесс и результат усвоения и освоения человеком общекультурных норм и ценностей, проявляющийся в поведении человека.
Статьи по педагогике:
Культура
- образование - человек
Образование можно определить как вхождение ребенка в контекст современной культуры. Но такое вхождение не совершается без помощи и взрослых, в частности без помощи педагогов, которые профессионально владеют умениями вводить ребенка в контекст культуры. Полому образование — это вхождение ребенка в с ...
Предпосылки развития девиации и анализ их типов в подростковом возрасте
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрел ...
Цели и задачи экологического воспитания
дошкольников
Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту ...