Образовательная среда ДОУ как совокупность условий для нравственно-патриотического воспитания

Образование и воспитание » Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста » Образовательная среда ДОУ как совокупность условий для нравственно-патриотического воспитания

Страница 1

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, запускаются процессы становления и формирования социокультурного опыта. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим национальностям.

Наш современник, академик Д.С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати-поле». Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Исходя из этого, можно предположить, что духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством нравственного воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям.

Основополагающими целями нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников в современных условиях являются:

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным ценностям русской культуры.

Изучение истории своего народа, родной культуры.

Воспитание чувства патриотизма: любовь к малой Родине – родному краю, городу; гордость за свой народ и его достижения; желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений работы образовательного учреждения, и включает в себя ряд задач:

1.Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу.

2.Расширение представлений о родной стране, ее столице.

3.Ознакомление с историческим прошлым России.

4.Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

5.Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к людям.

6.Формирование бережного и заботливого отношения ко всему живому.

7.Воспитание эстетически-нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

Необходимо отметить, что для более эффективной деятельности по воспитанию нравственности и патриотизма дошкольников, помимо актуальных форм работы, отвечающих конкретной воспитательной задаче, важны также следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы и самостоятельности. Прежде всего следует создать в детском учреждении правильный стиль взаимоотношений между взрослыми членами коллектива. Взаимное уважение и забота, любовь к делу, приобщенность к политической и трудовой жизни страны – все это должно обеспечить доверие и уважение детей к педагогу, представителю педагогического сообщества.

Не менее важен правильный стиль отношений педагогического и родительского коллективов, который складывается в результате систематической работы детского сада с родителями, изучения опыта семей. Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Воспитательно-реабилитационная работа в русской школе интернатного типа
Дореволюционное педагогическое наследие, которое не было в полной мере осмыслено и оценено в советское время, при творческом к нему подходе может оказать неоценимую помощь современному образованию в поиске адекватных условий реабилитации детей, лишенных родителей, семьи и воспитывающихся преимущест ...

Изучение и обобщение опыта работы лучших учителей русского языка по рассматриваемой проблеме
Большое место в работе каждого словника занимает словарная работа. Программа предусматривает усвоение определенного количества слов в каждом классе. Эти слова выносятся со всех учебниках на полях или заключаются в рамки. Работа с этими словами дает возможность расширит активный словарный запас учащ ...

Стиль общения "Учитель-Ученик"
Педагогическое общение, в частности, проблема стиля "Учитель-Ученик" была предметом изучения еще в прошлом веке. Так, например, вопрос об установлении сотрудничающего стиля взаимодействия между педагогом и обучаемым, как показал анализ педагогических журналов, ставился еще в 60-е годы 19 ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru