Изучение и обобщение опыта работы лучших учителей русского языка по рассматриваемой проблеме

Образование и воспитание » Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников » Изучение и обобщение опыта работы лучших учителей русского языка по рассматриваемой проблеме

Страница 1

Большое место в работе каждого словника занимает словарная работа.

Программа предусматривает усвоение определенного количества слов в каждом классе. Эти слова выносятся со всех учебниках на полях или заключаются в рамки.

Работа с этими словами дает возможность расширит активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении и слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Но слова в рамках в учебниках даются без всякой системы, только в связи с употреблением на данной странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект.

Кашкарова Т.Н. из г.Кишинева предлагает свою методику работу по обогащению словарного запаса учащихся.

Перебрав различные формы словарной работы, она остановилась на ведении учащимися личного тематического словаря. Использование такой книжечки приводит словарную работу в какую-то систему.

Все слова, данные в рамках, условно разделяет на темы, группы. Так, в V классе получаются такие группы: спорт, дом и комната, армия, дорога и движение, школа, меры длины и веса, прилагательные, одежда, магазин, профессия, искусство, сад и огород, общественно-политическая лексика, космос – всего 62 слова.

В VII классе появляются новые темы: обед, связь и почта, больница, глаголы, наречия – свыше 100 слов. В VIII классе тем становится меньше: литература, театр и искусство, армия и флот, общественно-политическая лексика, строительство, наука, школа, улица и движение, спорт, нравственные качества: количество слов возрастает – 162.

В IX классе: армия, наука, общественно-политическая лексика, строительство и производство, искусство, нравственные качества человека.

Из перечня видно, что существует преемственность, учитываются возрастные особенности учащихся, в связи с чем и меняется тематика словарной работы.

На первом уроке, на этом уроке учащиеся начинают работать со словариком, автор статьи объясняет слова, данные в рамке, и еще три-четыре слова из этой же группы, которые встречаются позже. Так выполняется принцип опережающего обучения и экономится время на объяснение на следующем уроке. Дальше каждая группа пополняется двумя-тремя словами по мере прохождения учебного материала.

Если на предыдущем уроке в рамке встретятся слова, н-р, из группы «Армия и флот», я заранее даю задание на дом повторить слова по этой еме. А на уроке учащиеся пишут словарные диктант по памяти (проверка домашнего задания). Затем Кашкарова Т.Н. объясняет значение новых слов, данных в рамке. Они записываются в словари, придумываются с ними предложения. Так новые слова естественно входят в сознание учащихся. Можно отдельным ребятам дать задание: найти в словаре значение слов и объяснить их на следующем уроке в классе.

Упражнения по тематическому словарю возможны самые разнообразные: словарный диктант, диктант по памяти, сочинение-миниатюра по опорным словам; при работе с кодоскопом – вставить пропущенные буквы, подобрать синонимы, прочитать правильно, расставить ударение и т.п.

В словаре можно вводить слова, которые учащиеся часто слышат по радио, телевизору. Словарь начать в V классе и продолжать его в VI-IX, дополняя начатые списки по темам. Такой словарь приносит ощутимую пользу и учителю, и ученикам.

Таким образом, словарная работа на уроках русского языка имеет немаловажное значение для расширения лексикона учащихся, уточнения значения слов, включения их в активный словарный запас, повышения грамотности. Для своей педагогической деятельности из опыта Кашкаровой Т.Н. я взяла методику работы со словами из учеников, помещенных в рамочки. Предложенная система работы включает учащихся в активный поиск по вопросу, прививает в них потребность общения к словарям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Школа как педагогическая система и объект научного управления
Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педаго ...

Проблема интеграции детей с особенностями развития
Опыт зарубежных ученых в области интегрированного обучения, его использование в России. Интеграция лиц с особенностями развития в общеобразовательную среду начинается во многих странах Европы уже в 70-х годах. Под влиянием Конвенции ООН о правах инвалидов, о правах умственно отсталых лиц (1971, 197 ...

Виды моделирования. Графическое моделирование как основное средство
Глубина и значимость открытий, кото­рые делает младший школьник, решая задачи, определяется характером осущест­вляемой им деятельности и мерой ее освоения, тем, какими средствами этой деятельности он владеет. Для того чтобы ученик уже в начальных классах мог выделить и освоить способ решения широко ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru