Задание 3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).
Голова – человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потеря голову, не сносить головы, с большой головы на здоровую…
Ноги – уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять…
Глаза – мозолит глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи…
Нос – задирать нос, вешать нос, водит за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру…
- Пользуйтесь фразеологическим словарем, он делает вашу речь яркой и самобытной!
- Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они вед и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, под мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении.
1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.
2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
3) Анна Ивановна работает в адресном столе.
4) В санатории нам определили пятый стол.
А теперь определите, какие значения имеет слово голова.
1) Колхоз продал государству сто голов скота.
2) Вдали показалась голова пехотной колонны.
3) Он в неравном бою сложил свою голову.
- Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избегает повторений одного и того же слова.
Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же, ребята, часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Л.Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить и т.д.
Теперь прошу выполнить мои задания.
Задание 1. К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?
Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.
Задание 3. Индивидуальное задание: редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи. (Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием.)
Такой урок также знакомит учащихся с различными видами словарей, помогает выяснить значение каждого из них. Из подобного урока для своей деятельность я взяла разнообразные упражнения и задания, для выполнения которых необходимо обращаться к словарям. Они воспитывают интерес у ребят, включают их в активную деятельность по решению сложных задач.
Начала исследование с анкетировании. Цель анкетирования – выяснить степень осведомленности учащихся о словарях, наметить пути работы с ними. Анкета была анонимной, поэтому можно рассчитывать на откровенность и искренность. Она включала в себя следующие вопросы:
Что такое словарь?
Какие знаете словари?
Умеете ли вы пользоваться словарями?
Когда сами обращаетесь к словаря?
Работали ли вы со словарями на уроках русского языка?
Нужны ли человеку словари?
Результаты анкетирования учащихся представлены в Приложении XI.
Анализируя ответы ребят, я пришла к выводу, что необходимо им дат точное определение понятия «словарь», познакомить их с разнообразными видами словарей, прививать потребность обращаться к этим книгам не только на уроках русского языка, но и в любой другой жизненной ситуации. Обобщая ответы учащихся, я сделала вывод, что они осознают важность словарей для любого человека, но мало кто использует словари во внеурочной деятельности. Следовательно, моей первостепенной задачей стало привить интерес к книге носящей название СЛОВАРЬ.
Статьи по педагогике:
Выявление уровня выполнения экзаменационных заданий учащимися МБОУ «СОШ №
33 » города Архангельска
Была проведена диагностика учащихся 9 класса МБОУ «СОШ № 33» города Архангельска. Подготовку я начал в ноябре 2011 года. Географию выбрали как экзаменом в новой форме 11 человек. Завучем школы было предложено заняться подготовкой учеников к сдаче ГИА по географии. На начальных этапах подготовки я р ...
Понятие и сущность метода
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату, В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что с ...
Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой
психического развития
Проблемой изучения развития эмоциональной сферы занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и другие. В исследованиях этих специалистов эмоциональная сфера рассматривается как важнейшая система психики, тесно связанная с когнит ...