Изучение и обобщение опыта работы лучших учителей русского языка по рассматриваемой проблеме

Образование и воспитание » Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников » Изучение и обобщение опыта работы лучших учителей русского языка по рассматриваемой проблеме

Страница 7

После того, как были проведены анкетирование учащихся и самостоятельная работа, мною было организовано внеклассное мероприятие: «Словари – наши добрые помощники» (конспект внеклассного занятия представлен в приложении ХIII). На этом занятии я познакомила учащихся с различными видами словарей, их огромным значением для любого человека, дорожащим своим родным языком, его богатством. Наибольший интерес вызвал у ребят «Толковый словарь живого великорусского языка», в особенности работа над этим словарем его создателя В.И.Даля, который трудился, не жалея сил, до обмороков. Положительным, как мне показалось, было то, что я смогла заинтересовать ребят, настроить их на серьезную работу с этой книгой.

Как я говорила выше, работа со словарями, должна включаться в каждый урок. Поэтому 5-7 минут в начале каждого урока (исключая контрольные уроки и уроки развития речи) я отводила непосредственно работе со словарями. Ребята пытались объяснить значение слова и фразеологизма, правильное правописание, произношение слов, их строение (образование). Все слова я заранее записывала на доске. Мнение ребят мы сравнивали с правильным вариантом и словаря. Здесь же ребята получали задание на дом: найти в словаре значение слова (толковый словарь), правописание (орфографический), произношение (орфоэпический), значение любого фразеологизма (фразеологический) и другие. На следующем уроке задание проверялось и давалось новое. Таким образом, у учащихся вырабатывалось умение, а затем и навык работы со словарями. Слова, с которыми школьники работали, выучивались, затем я включала их в словарные диктанты.

К каждому уроку я предлагала учащимся выполнить индивидуальные задания для работы со словарями: подобрать словарный диктант, а на следующем уроке побыть в роли учителя. Такое задание в течение моей педагогической практики выполнял каждый учащийся класса. Это вид работы вызвал несомненный интерес среди ребят.

Ниже представлены несколько вариантов словарных диктантов, составленных школьниками.

Вариант 1.

Актриса, дрессировщик, отшельник, аллея, министерство, перспектива, биссектриса, ходатайство, президиум, впоследствии.

Вариант 2.

Каталог, оккупация, абонемент, юннат, беспрецедентный, симпозиум, воззрение, иллюминация, сжаться, участвовать.

Вариант 3.

Вплотную, аккомпанемент, беллетристика, привилегированный, абонемент, обеспечение, грошовый, пресмыкающиеся, фармацевт, дезертир.

Еще один вид опережающего задания – подобрать синонимы, антонимы к слову. На уроках мы с ребятами работали со словами, заключенными в рамках: определяли лексическое значение, определяли трудные орфограммы, составляли словосочетания и предложения с этими словами.

Например: Аккуратный

Лексическое значение: 1. Исполнительный, соблюдающий во всем порядок, точность. 2. Тщательный, выполненный старательно и точно.

Словосочетания: аккуратный ученик, аккуратное исполнение.

Предложения: Он вошел в аккуратно убранную комнату. Мальчик выполнил работу тщательно, аккуратно.

Выполнив эту работу, учащиеся получали задание для работы со словарями синонимов и антонимов.

Например: Аккуратный

Синонимы: чистоплотный, опрятный.

Антонимы: неопрятный, неаккуратный, неряшливый.

В результате учащиеся запоминали новое слово, расширяли свой словарный запас, кругозор. У них не возникало впоследствии затруднений при употреблении слов в разных контекстах.

На уроках русского языка я использовала также своеобразные лингвистические «разминки», дополнительные и творческие задания, при выполнении которых учащиеся пользовались различными видами словарей.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по педагогике:

Формирование темповой организации высказывания
Основными задачами в работе по развитию темповой организации высказывания являются: 1. Формирование у дошкольников некоторых знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный). – 1этап 2. Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи. – 2этап 3. Формирование умения использовать р ...

Особенности развития структуры математических способностей учащихся среднего школьного возраста
Рассмотрев некоторые психологические особенности учащихся 5 класса, перейдем к проблеме психологии способностей, то есть выясним степень развития математических способностей учащихся среднего школьного возраста. Прежде всего, необходимо определить само понятие «математические способности». Для этог ...

Роль экологических сведений в процессе формирования экологической культуры
Аттрактивность, привлекательность природных объектов, сформировавшаяся вследствие действия механизмов перцептивно-эмоционального канала, а также социальных релизеров, может обусловливать возникновение к ним познавательного интереса. В развитии отношения к тем или иным природным объектам большую рол ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru