Изучение и обобщение опыта работы лучших учителей русского языка по рассматриваемой проблеме

Образование и воспитание » Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников » Изучение и обобщение опыта работы лучших учителей русского языка по рассматриваемой проблеме

Страница 7

После того, как были проведены анкетирование учащихся и самостоятельная работа, мною было организовано внеклассное мероприятие: «Словари – наши добрые помощники» (конспект внеклассного занятия представлен в приложении ХIII). На этом занятии я познакомила учащихся с различными видами словарей, их огромным значением для любого человека, дорожащим своим родным языком, его богатством. Наибольший интерес вызвал у ребят «Толковый словарь живого великорусского языка», в особенности работа над этим словарем его создателя В.И.Даля, который трудился, не жалея сил, до обмороков. Положительным, как мне показалось, было то, что я смогла заинтересовать ребят, настроить их на серьезную работу с этой книгой.

Как я говорила выше, работа со словарями, должна включаться в каждый урок. Поэтому 5-7 минут в начале каждого урока (исключая контрольные уроки и уроки развития речи) я отводила непосредственно работе со словарями. Ребята пытались объяснить значение слова и фразеологизма, правильное правописание, произношение слов, их строение (образование). Все слова я заранее записывала на доске. Мнение ребят мы сравнивали с правильным вариантом и словаря. Здесь же ребята получали задание на дом: найти в словаре значение слова (толковый словарь), правописание (орфографический), произношение (орфоэпический), значение любого фразеологизма (фразеологический) и другие. На следующем уроке задание проверялось и давалось новое. Таким образом, у учащихся вырабатывалось умение, а затем и навык работы со словарями. Слова, с которыми школьники работали, выучивались, затем я включала их в словарные диктанты.

К каждому уроку я предлагала учащимся выполнить индивидуальные задания для работы со словарями: подобрать словарный диктант, а на следующем уроке побыть в роли учителя. Такое задание в течение моей педагогической практики выполнял каждый учащийся класса. Это вид работы вызвал несомненный интерес среди ребят.

Ниже представлены несколько вариантов словарных диктантов, составленных школьниками.

Вариант 1.

Актриса, дрессировщик, отшельник, аллея, министерство, перспектива, биссектриса, ходатайство, президиум, впоследствии.

Вариант 2.

Каталог, оккупация, абонемент, юннат, беспрецедентный, симпозиум, воззрение, иллюминация, сжаться, участвовать.

Вариант 3.

Вплотную, аккомпанемент, беллетристика, привилегированный, абонемент, обеспечение, грошовый, пресмыкающиеся, фармацевт, дезертир.

Еще один вид опережающего задания – подобрать синонимы, антонимы к слову. На уроках мы с ребятами работали со словами, заключенными в рамках: определяли лексическое значение, определяли трудные орфограммы, составляли словосочетания и предложения с этими словами.

Например: Аккуратный

Лексическое значение: 1. Исполнительный, соблюдающий во всем порядок, точность. 2. Тщательный, выполненный старательно и точно.

Словосочетания: аккуратный ученик, аккуратное исполнение.

Предложения: Он вошел в аккуратно убранную комнату. Мальчик выполнил работу тщательно, аккуратно.

Выполнив эту работу, учащиеся получали задание для работы со словарями синонимов и антонимов.

Например: Аккуратный

Синонимы: чистоплотный, опрятный.

Антонимы: неопрятный, неаккуратный, неряшливый.

В результате учащиеся запоминали новое слово, расширяли свой словарный запас, кругозор. У них не возникало впоследствии затруднений при употреблении слов в разных контекстах.

На уроках русского языка я использовала также своеобразные лингвистические «разминки», дополнительные и творческие задания, при выполнении которых учащиеся пользовались различными видами словарей.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по педагогике:

Анализ учебных программ и методической литературы по изучению тем деревообработки в 5 классе
В анализе учебных программ по технологии обработки древесины для учащихся 5 класса объемом 16 часов рассматриваются следующие: Вводное занятие (2ч) Содержание и задачи раздела «Технология обработки древесины». Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное раз ...

Исследование звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящей главе будут изложены ход, содержание и результаты эксперимента, проводившегося в подготовительной группе Сузунского детского сада в период с мая 2003 до сентябрь 2004 года. Исследование проводилось в группе детей 5-6 лет, в которой 10 человек имеют общее недоразвитие речи. В ходе экспер ...

Антропологический принцип в современном познании
Современное общество стремительно движется к антропоцентричности - к состоянию, в котором социальные процессы, структуры обще­человеческой жизни вырастают из самого человека и замыкаются в нем, где вся социальная вселенная вращается вокруг человека. Признание приоритета интересов, прав и свобод не ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru