Изучая опят лучших учителей русского языка, я пришла к выводу, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя-словника. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи.
Я надеюсь, что по окончании педагогического колледжа материал по этому вопросу пригодится мне в дальнейшей педагогической деятельности. Буду и дальше работать в этом направлении. Убеждена, что работа со словарями на уроках русского языка обеспечит интенсивное интеллектуальное и речевое развитие школьников.
Мой педагогический опыт небольшой. Но я бы хотела предложить некоторые практические советы, дать рекомендации по работе со словарями на уроках русского языка начинающим учителям:
провести систему уроков на тему «Словари – наши друзья», «Словари – сокровища национального языка»;
включать работу со словарями в каждый урок;
предлагать учащимся опережающие задания для работы со словарями (подобрать словарный диктант, объяснить этимологию слова, пообобрать синонимы, антонимы к слову);
объяснить значение новых и непонятных слов, употребленных в тексте;
составить один из несуществующих лексикологических словарей;
провести ролевую игру «Составляем словари»;
выписать из словаря слова для сочинения на тему «Любимый уголок природы»;
написать аннотацию на словарь (по выбору);
охарактеризовать построение словарной статьи;
найти слова в словаре объяснить, почему это слово интересно, какая ошибка в произношении и написании его возможна;
составить этимологический кроссворд.
Работа над темой моей выпускной квалификационной работы обогатила меня. Я много узнала о психологических особенностях подросткового возраста, о таком разделе лингвистики, как лексикография, о методике использования словарей на уроках русского языка. В результате убедилась, что словари – это одно из основных средств развития речи учащихся основной общеобразовательной школы.
Статьи по педагогике:
Средства речевого развития детей
К средствам речевого развития детей относят: общение взрослых и детей; культурную языковую среду, речь воспитателя; художественную литературу; различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр). Выделяют следующие принципы развития речи: взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развити ...
Психология и педагогика поздней юности и взрослости
Поздняя юность — период от 18 до 23 (25) лет. Человек в этом возрасте является взрослым и в биологическом, и в социальном отношении. Ведущей сферой деятельности становится труд с дифференциацией профессиональных интересов. Образование является специальным, профессиональным. Возрастает степень матер ...
Мотивы досуга
Культурно-досуговая деятельность ребёнка связана с удовлетворением познавательных и практических потребностей, которые основываются на мотиве деятельности. Освоение реального мира в процессе культурно-досуговой деятельности требует от ребёнка активности, напряжения, способности к саморазвитию и сам ...