Систематичность и системность знаний

Страница 1

Говоря о глубине знаний, мы уже употребляли слово «систематизация». Это понятно, так как осознание связей служит предпосылкой систематичности знаний. Систематичность знаний характеризуется осознанием состава некоторой совокупности знаний, их иерархии и последовательности, то есть осознанием одних знаний как базовых для других, но при определенном, заданном угле зрения на эту совокупность.

Любая совокупность знаний может быть построена и осознана в разной последовательности. Такое осознание зависит от того, как эта совокупность была изложена учащимся. При различном порядке изложения базовые знания в одном случае становятся производными в другом. Поэтому имеет значение не только изложение учителем одной и той же совокупности знаний в разных построениях, но и приобщение учащихся к самостоятельной систематизации этих знаний в новом построении, что будет способствовать подвижности, гибкости усваиваемых знаний.

Степень систематичности знаний учащегося проявляется:

в изложении им учебного материала в последовательности, сходной с той, которую дает учитель или учебник, но при объяснении связей между отдельными знаниями;

в изложении, требующем перестройки учебного материала в иной, чем было предъявлено, последовательности, при мотивировке или очевидной обоснованности этой перестройки;

в выполнении действий в необходимой последовательности, приводящей к достижению цели;

в самостоятельном установлении новых связей, во-первых, между усвоенными знаниями, во-вторых, между ранее усвоенными и новыми знаниями.

Систематичность знаний учащихся тем больше, чем больший круг знаний они могут выстроить в последовательные ряды фактов и связей между ними.

Систематичность достигается всеми методами обучения, но особенно важную роль играет объяснительно-иллюстративный метод.

Системность предусматривает осознание личностью (учеником) знаний по их месту в структуре научной теории.

Учащимся необходимо знать, что в данной системе знаний является основным положением, что следствием, что приложением. При этом для каждой теории значение каждого знания постоянно, то есть выполняет постоянную функцию (например, основного понятия).

Для формирования системности учащимся необходимо дать знания о знаниях (теории, законе), а также определенные схемы для анализа, как целостной теории, так и ее элементов.

И.Я. Лернер в качестве одной из таких схем приводит следующую схему изложения закона:

1) формулировка закона;

2) запись закона на соответствующем ему языке;

3) пути получения закона;

4) границы применимости закона;

5) сфера применения закона.

Знание этих схем позволяет учащимся самостоятельно дополнять изложенную учителем информацию.

По мнению И.Я. Лернера, каждое знание в явной или скрытой форме несет в себе возможность своего применения.

Чем больше знает человек способов применения данного знания и, следовательно, ситуаций применения, тем его знание оперативнее.

Оперативность - качество, характеризуемое числом ситуаций, в которых ученик может заведомо применить то или иное знание, или числом способов, которыми он может это знание применить.

Выявить оперативность знаний (то есть готовность их применять) возможно потому, что в содержание образования входят навыки и умения, представляющие собой способы применения знаний.

Как было отмечено выше, само понятие «применение знаний» неоднозначно. В применении знаний можно различить два вида:

применение знаний по образцу, в знакомых ситуациях;

применение знаний в новых, незнакомых условиях, то есть творческое применение.

Когда говорят об оперативности знаний, то имеют в виду применение знаний в знакомых ситуациях. При творческом применении знаний учащийся сам познает новые способы деятельности или комбинации уже известных, что способствует обогащению оперативности его знаний. Но само творческое применение знаний, поиск пути их использования связаны с другим качеством – с гибкостью знаний.

Гибкость знаний личности проявляется в готовности человека к самостоятельному нахождению способа применения знаний при изменении ситуации или различных способов в одной и той же ситуации.

Чем быстрее ученик находит новый способ применения ранее усвоенных знаний, тем более гибкими являются его знания. Показателем гибкости знаний личности является также способность предложить самостоятельно найденные способы их применения для одной и той же ситуации.

Различие между гибкостью и оперативностью состоит в том, что оперативность характеризует точное знание способов применения для определенных случаев и умение их реализовывать в типичных ситуациях, а гибкость предполагает умение найти нужные в данный момент знания о способе деятельности, преобразовать его для конкретного случая и умение создать новый способ или соединить в новый способ уже известные.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

«Специфика контроля на уроках Мировой художественной культуры»
При рассмотрении данного вопроса, я постараюсь дать оценку целесообразности использования определённых форм контрольных мероприятий на уроках Мировой художественной культуры и определить, какая именно деятельность скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний, умений и навыков учащихся ...

Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте уже способны следовать им и, что особенно важно для формирования в последующем право ...

Общая характеристика внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей. Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитан ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru