Систематичность и системность знаний

Страница 2

Таким образом, гибкость всегда предполагает оперативность и опирается на нее, но оперативность не обязательно отражает гибкость.

Определяющими методами для достижения оперативности знаний являются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, в то время как гибкость знаний предполагает использование исследовательского и эвристического методов.

Процесс познания как и хранение знаний в любой форме предполагает прежде всего конкретность. Обобщение знаний – исторически более поздняя стадия, следовательно, обобщенность – позже возникшее качество знаний.

Обобщенность знания предполагает способность подвести конкретное знание под обобщенное, а конкретность знания имеет в виду показать конкретное как проявление обобщенного.

Свернутость и развернутость знаний состоят в способности личности, с одной стороны, выразить знание компактно, но так, чтобы оно представляло видимый результат уплотнения некоторой совокупности знаний, а с другой – раскрыть систему шагов, ведущую к сжатию, свертыванию знаний.

Если учащийся не может развернуть компактно выраженную мысль и наполнить ее конкретным содержанием, то такая мысль остается пустой. В то же время неподготовленность к осознанному развертыванию порождает невозможность компактного изложения. Поэтому важны задания на обобщение конкретного материала, которые позволили бы то одно, то другое теоретическое положение сформулировать в свернутом виде. Наряду с этим необходимы и задания на развертывание знаний, на изложение цепи рассуждений.

Одна из общих закономерностей процесса обучения состоит в том, что усвоение какого-либо нового сложного знания или способа деятельности должно протекать как усвоение отдельных элементов этого знания или операций, из которых состоит действие. В противном случае усвоение либо не достигается, либо требует значительно больше усилий и времени. Практическая реализация этой закономерности и предполагает, с одной стороны, развертывание конкретного знания, его разбиение на отдельные элементы при усвоении, а с другой – свертывание уже усвоенных элементов для получения обобщенного знания.

Из сказанного видно, что свернутость и развернутость знания тесно связаны с обобщенностью и конкретностью, но это не одно и то же. Свернутость знаний может выразиться в том, что учащийся приведет конкретный факт, смысл которого раскроет содержание как конкретного, так и обобщенного знания этого ученика. Свернутость знаний является необходимым качеством, которое достигается путем разностороннего применения знаний.

Осознанность знаний личностью выражается в понимании их связей и путей их получения, в умении их доказывать, в понимании принципа действия связей и механизма их становления.

Для понимания осознанности знаний нужно ответить на три вопроса:

в чем она состоит?

в чем и как она проявляется?

каково соотношение осознанности знаний и других качеств?

Осознанность знаний можно охарактеризовать следующими признаками:

а) понимание характера связей между знаниями;

б) различение существенных и несущественных связей;

в) понимание механизма становления и проявления этих связей;

г) понимание оснований усвоенных знаний (их доказательность);

д) понимание способов получения знаний;

е) усвоенность областей и способов применения знаний;

ж) понимание доступных принципов, лежащих в основе этих способов применения.

Эти признаки осознанности знаний характерны для конечного этапа усвоения. Формирование же данных признаков происходит постепенно: на разных этапах обучения либо не все признаки характерны для получаемого знания, либо разные признаки реализуются на различном уровне.

Стоит отметить, что учителю при подготовке к уроку необходимо продумать, какие из признаков осознанности и на каком уровне могут быть реализованы на этом уроке. Иногда это можно определить, исходя из требований программы или содержания учебника, но целесообразно вносить определенные коррективы в методические рекомендации, учитывая особенности конкретного класса.

Мы не можем судить о степени осознанности знаний учащимся до тех пор, пока он не проявит ее в практической деятельности. И.Я. Лернер выделяет три вида выражения осознанности:

речь - в том случае, если она носит характер «преобразующего воспроизведения», то есть когда ученик излагает знания своими словами, но сохраняя связи между отдельными фрагментами;

группировка и систематизация знаний при ответе на вопрос, данные для которого были изложены в учебнике в изолированном виде;

самостоятельное применение всей совокупности знаний в стандартных ситуациях по образцу и в нестандартных ситуациях, предполагающих творческую деятельность.

Для последнего пути проявления осознанности знаний нужны не только знания, но и усвоение таких видов деятельности, как навыки и умения.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Обобщение результатов по применению комплекса «Тетр»
Выполнено ученицей нашей школы Татьяной Серовой. Ей показаны достоверные различия по уровню статического тремора и максимальной работоспособностью при функциональных пробах ведущей и неведущей руками. Тест может применяться в школе психологами при количественной оценке уровней функциональной асимме ...

Формирование учебных навыков при работе с учебником и учебным пособием
Эффективные приемы и формы работы с учебником или учебным пособием на уроках: самостоятельное ознакомление учащихся с новым материалом; поиск в учебнике или учебном пособии ответов на вопросы учителя; пользование справочными материалами учебника или учебного пособия; самостоятельная работа учащихся ...

Использование словаря в работе над лексическими синонимами
«Изучение лексических синонимов предполагает как усвоение определенного круга знаний о них, так и вооружение школьников умениями и навыками сознательного и уместного употребления синонимических слов в различных условиях речевого общения в зависимости от целей коммуникации. Особое место в формирован ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru