Систематичность и системность знаний

Страница 3

Теперь перейдем к ответу на третий из поставленных в начале пункта вопросов, а именно: как же осознанность соотносится с другими качествами знаний? Оказывается, одни качества влияют на ее формирование, в других она проявляется. Так, глубина и систематичность необходимы для формирования осознанности, поскольку они касаются связей между знаниями; системность определяет осознание места тех или иных знаний в целостной теории. Оперативность, то есть владение способами деятельности, - важное условие осознанности, а гибкость выступает как форма проявления осознанности. Чем выше последняя, чем лучше усвоены ее признаки, тем больше это проявляется в успешной творческой деятельности учащихся. Другие качества знаний – обобщенность и конкретность, свернутость и развернутость – служат средством или формой проявления осознанности. Обобщая знания или конкретизируя их, свертывая или развертывая, ученик может обнаружить и осознанность знаний. Но эти формы сами по себе не гарантируют проявления всех признаков осознанности. Все эти признаки необходимо усвоить самому учителю, чтобы направлять деятельность учащихся по приобретению всех качеств знаний.

Для формирования осознанности можно использовать все методы, которые организуют ту или иную познавательную деятельность.

При объяснительно-иллюстративном и проблемном изложении учителю необходимо обращать внимание на характер связей, подчеркивать существенное в описании явления, доказывать основные положения, связывать теорию с практикой.

Частично-поисковый метод призван предоставлять учащимся известную самостоятельность в осознании знаний.

Репродуктивный и исследовательский методы предполагают совокупность соответствующих заданий, а именно:

задания на преобразующее воспроизведение связей между знаниями;

задания на вариативное воспроизведение знаний с постановкой различных целей и под разным углом зрения – ответ учителю, разъяснение товарищу, изложение и объяснение не знающему предмет человеку, сдача зачета по теме, составление плана, тезисов и др.;

задания на обобщение конкретного материала, подведение частного под общее;

задания на конкретизацию обобщенного знания, развертывание его;

задания на воспроизведение и самостоятельное выявление механизма действия законов, протекания процессов;

задания на выполнение способов применения знаний в сходных и творческих ситуациях;

задания на осознание и самостоятельное выделение существенного в явлении, в тексте;

задания на систематизацию и самостоятельный поиск доказательств.]

Описанные способы достижения названных выше качеств имеют непосредственное отношение к формированию последнего качества знаний – прочности.

Прочность состоит в устойчивой фиксации в памяти системы существенных знаний и способов их применения или в готовности вывести необходимые знания, основываясь на других опорных знаниях. Заметим, что в современном процессе обучения надо опираться не на работу памяти для достижения прочности знаний, а исходить из их осознанности и тех средств, с помощью которых достигаются такие качества, как систематичность, системность, оперативность, гибкость, глубина, обобщенность.

Для обеспечения прочности знаний важную роль играет положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности, к ее объекту – знаниям, к процессу познания. Интерес к учению, чувство ответственности, коллективизм являются одними из важнейших условий прочности знаний.

В заключение отметим, что основное назначение изложенного состояло в том, чтобы показать, какой системе качеств должны отвечать знания, достигнутые в процессе обучения. Но такие качества знаний могут быть достигнуты при условии систематического контроля усвоения учащимися умений и навыков в процессе их самостоятельной деятельности, когда учитель обращает внимание не только на степень овладения теми или иными навыками и умениями, но и на сформированность определенных качеств знания. Именно при подобной организации контроля знания учащихся будут полноценными, а, следовательно, будет всесторонне развиваться и личность учащегося.

Прежде чем приступить к построению системы текущего контроля для учащихся 5 класса, следует обратить внимание на психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по педагогике:

Причины неуспеваемости детей
Рассмотрим теперь более конкретно, какие причины чаще всего приводят к отставанию в общем развитии. Если проследить историю развития таких детей, то обнаруживается, что причиной чаще всего бывает какое-то заболевание, перенесенное в раннем детстве. Какое именно - не суть важно. Важно, что оно было ...

Аппаратно-программный комплекс диагностики функционального состояния «Тетр» как возможная основа организации валеологического мониторинга в ярославских школах
Комплекс «Тетр», разрешающий задачи психофизиологической валеологической диагностики функционального состояния непосредственно в условиях школы, начал создаваться с 2001 года. В его основе два аппаратно-программных метода. 1. Компьютерная программа «теппинг-тест». Программа создана в 2002 году в об ...

Развитие психических процессов в дошкольном возрасте
Говоря о психических процессах в дошкольном возрасте, мы имеем в виду развитие способов и средств ориентации. К способам ориентации в дошкольном возрасте можно отнести экспериментирование с новым материалом и моделированием. Экспериментирование в дошкольном возрасте тесно связано с практическими пр ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru