Систематичность и системность знаний

Страница 3

Теперь перейдем к ответу на третий из поставленных в начале пункта вопросов, а именно: как же осознанность соотносится с другими качествами знаний? Оказывается, одни качества влияют на ее формирование, в других она проявляется. Так, глубина и систематичность необходимы для формирования осознанности, поскольку они касаются связей между знаниями; системность определяет осознание места тех или иных знаний в целостной теории. Оперативность, то есть владение способами деятельности, - важное условие осознанности, а гибкость выступает как форма проявления осознанности. Чем выше последняя, чем лучше усвоены ее признаки, тем больше это проявляется в успешной творческой деятельности учащихся. Другие качества знаний – обобщенность и конкретность, свернутость и развернутость – служат средством или формой проявления осознанности. Обобщая знания или конкретизируя их, свертывая или развертывая, ученик может обнаружить и осознанность знаний. Но эти формы сами по себе не гарантируют проявления всех признаков осознанности. Все эти признаки необходимо усвоить самому учителю, чтобы направлять деятельность учащихся по приобретению всех качеств знаний.

Для формирования осознанности можно использовать все методы, которые организуют ту или иную познавательную деятельность.

При объяснительно-иллюстративном и проблемном изложении учителю необходимо обращать внимание на характер связей, подчеркивать существенное в описании явления, доказывать основные положения, связывать теорию с практикой.

Частично-поисковый метод призван предоставлять учащимся известную самостоятельность в осознании знаний.

Репродуктивный и исследовательский методы предполагают совокупность соответствующих заданий, а именно:

задания на преобразующее воспроизведение связей между знаниями;

задания на вариативное воспроизведение знаний с постановкой различных целей и под разным углом зрения – ответ учителю, разъяснение товарищу, изложение и объяснение не знающему предмет человеку, сдача зачета по теме, составление плана, тезисов и др.;

задания на обобщение конкретного материала, подведение частного под общее;

задания на конкретизацию обобщенного знания, развертывание его;

задания на воспроизведение и самостоятельное выявление механизма действия законов, протекания процессов;

задания на выполнение способов применения знаний в сходных и творческих ситуациях;

задания на осознание и самостоятельное выделение существенного в явлении, в тексте;

задания на систематизацию и самостоятельный поиск доказательств.]

Описанные способы достижения названных выше качеств имеют непосредственное отношение к формированию последнего качества знаний – прочности.

Прочность состоит в устойчивой фиксации в памяти системы существенных знаний и способов их применения или в готовности вывести необходимые знания, основываясь на других опорных знаниях. Заметим, что в современном процессе обучения надо опираться не на работу памяти для достижения прочности знаний, а исходить из их осознанности и тех средств, с помощью которых достигаются такие качества, как систематичность, системность, оперативность, гибкость, глубина, обобщенность.

Для обеспечения прочности знаний важную роль играет положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности, к ее объекту – знаниям, к процессу познания. Интерес к учению, чувство ответственности, коллективизм являются одними из важнейших условий прочности знаний.

В заключение отметим, что основное назначение изложенного состояло в том, чтобы показать, какой системе качеств должны отвечать знания, достигнутые в процессе обучения. Но такие качества знаний могут быть достигнуты при условии систематического контроля усвоения учащимися умений и навыков в процессе их самостоятельной деятельности, когда учитель обращает внимание не только на степень овладения теми или иными навыками и умениями, но и на сформированность определенных качеств знания. Именно при подобной организации контроля знания учащихся будут полноценными, а, следовательно, будет всесторонне развиваться и личность учащегося.

Прежде чем приступить к построению системы текущего контроля для учащихся 5 класса, следует обратить внимание на психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по педагогике:

Учебная деятельность студентов и физическое воспитание
Известно, что учебная деятельность студентов - это 36 часов академических занятий в неделю. Проходят они, за исключением уроков физкультуры, в аудиториях и лабораториях, не всегда соответствующих гигиеническим нормам. Обязательным продолжением академических занятий является самостоятельная работа с ...

Некоторые речевые нарушения у детей
Нарушения речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. К наиболее сложным относятся органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия), к менее сложным – функциональные (дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи). Если вовремя не устранить нарушения звук ...

Антропологический принцип в современном познании
Современное общество стремительно движется к антропоцентричности - к состоянию, в котором социальные процессы, структуры обще­человеческой жизни вырастают из самого человека и замыкаются в нем, где вся социальная вселенная вращается вокруг человека. Признание приоритета интересов, прав и свобод не ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru