Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе мы использовали приемы, предложенные Бабиной Г.В., Лопатиной А.В., Серебряковой Н.В.Сорокиной В.Т.А., Кротковой А.В., Емельяновой Л.Ф., Смирновой И.А.
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи детям в общении с другими людьми, обучения произвольному и эффективному использованию всех имеющихся в русском языке выразительных средств устной речи.
Изучив предложенные методики по формированию просодической стороны речи, мы адаптировали приемы и методы коррекционной работы, разработанные разными авторами, для детей дошкольного возраста.
просодия складывается из нескольких компонентов: частоты основного тона голоса (мелодики), интенсивности (фразового ударения), длительности (темпа), паузы и тембра. Эти акустические характеристики просодической стороны речи взаимодействуют между собой, выполняя при этом различные функции.
Логопедическая работа осуществляется над всеми компонентами просодии, а формирование интонационной выразительности проводится в такой последовательности:
1. От обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур, а также представлений о компонентах интонации.
2.От различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи.
3. От усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале
4.От различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.
Формирование просодической стороны речи проводится в 4 этапа.
Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1этап |
2 этап |
3 этап |
4 этап |
подготовительный |
Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи |
Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи |
автоматизация |
1.работа над речевым дыханием; 2.работа над голосом 3.Формирование ритмической организации речи. 4. Формирование темповой организации речи |
1.Формирование общих представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи. 2.Знакомство с повествовательной интонацией. 3. знакомство с вопросительной интонацией. 4.знакомство с восклицательной интонацией. 5.Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи. |
1.Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения. 2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения. 3 Работа над интонацией восклицательного предложения. 4.Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи. 5. Работа над речевой паузой в тексте, предложении. 6.работа над логическим ударением. |
- театрализованная деятельность; - куклы бибабо; - сюжетно-ролевые игры; - Подвижные игры; - Народные, хороводные игры; - логоритмика; - скороговорки; - Различные формы музыкально- ритмических упражнений - др. |
1 этап. (Подготовительный).
Этот этап является предшествующим работе по формированию просодической стороны речи. Он подготавливает детей к восприятию интонации речи, способствует ее развитию, создает предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы. Для этого необходимо правильное речевое дыхание, умение владеть своим голосом, что является базовыми компонентами по формированию интонационной выразительности речи.
Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:
1 |
2 |
3 |
4 |
Работа над речевым дыханием. |
Работа над голосом. |
Формирование ритмической организации высказывания. |
Формирование темповой организации высказывания. |
1.Диафрагмальное 2.Фонационное 3.Речевое |
1.сила; 2.развитие звуковысотного диапазона голоса; 3.нормализация тембра |
1.Развитие восприятия ритмических структур. 2. Воспроизведение ритмических структур. 3.Формирование ритмической организации речи |
1. Развитие общих представлений о темпе речи. 2.Развитие восприятия различного темпа речи. 3.Развитие умения воспроизводить различный темп речи. |
Статьи по педагогике:
Формы, особенности методов обучения по дисциплине «Природопользование»
Форма обучения по дисциплине «Природопользование» может быть как очной (дневной), так и заочной. При изучении учебной дисциплины «Природопользование» обращается внимание студентов СУЗов на ее прикладной характер, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использ ...
«Природопользование» как учебная дисциплина
Имея представление о том, что такое учебная дисциплина, можно уже рассмотреть природопользование как учебную дисциплину более детально. Выделить специфические особенности данной дисциплины. Проследить связь между дисциплиной «Природопользование» и современным состоянием проблемы окружающей среды, а ...
Профессиональная культура руководителя этнокультурного центра
в переносе на его педагогическую деятельность
Личностные и профессиональные качества руководителя этнокультурного центра дополняются педагогическими знаниями и навыками, которые в определенных обстоятельствах становятся его основными обязанностями. Собственно все перечисленные знания и компетентности являются базовыми для его педагогической де ...