Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения

Образование и воспитание » Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения » Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения

Страница 1

Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе мы использовали приемы, предложенные Бабиной Г.В., Лопатиной А.В., Серебряковой Н.В.Сорокиной В.Т.А., Кротковой А.В., Емельяновой Л.Ф., Смирновой И.А.

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи детям в общении с другими людьми, обучения произвольному и эффективному использованию всех имеющихся в русском языке выразительных средств устной речи.

Изучив предложенные методики по формированию просодической стороны речи, мы адаптировали приемы и методы коррекционной работы, разработанные разными авторами, для детей дошкольного возраста.

просодия складывается из нескольких компонентов: частоты основного тона голоса (мелодики), интенсивности (фразового ударения), длительности (темпа), паузы и тембра. Эти акустические характеристики просодической стороны речи взаимодействуют между собой, выполняя при этом различные функции.

Логопедическая работа осуществляется над всеми компонентами просодии, а формирование интонационной выразительности проводится в такой последовательности:

1. От обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур, а также представлений о компонентах интонации.

2.От различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи.

3. От усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале

4.От различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.

Формирование просодической стороны речи проводится в 4 этапа.

Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.

1этап

2 этап

3 этап

4 этап

подготовительный

Формирование представлений

об интонационной выразительности

в импрессивной речи

Формирование

интонационной

выразительности в экспрессивной речи

автоматизация

1.работа над речевым дыханием; 2.работа над голосом

3.Формирование ритмической организации речи.

4. Формирование темповой организации речи

1.Формирование общих представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.

2.Знакомство с повествовательной интонацией.

3. знакомство с вопросительной интонацией.

4.знакомство с восклицательной интонацией.

5.Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.

1.Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения.

2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения.

3 Работа над интонацией восклицательного предложения.

4.Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи.

5. Работа над речевой паузой в тексте, предложении.

6.работа над логическим ударением.

- театрализованная деятельность;

- куклы бибабо;

- сюжетно-ролевые игры;

- Подвижные игры;

- Народные, хороводные игры;

- логоритмика;

- скороговорки;

- Различные формы музыкально- ритмических упражнений

- др.

1 этап. (Подготовительный).

Этот этап является предшествующим работе по формированию просодической стороны речи. Он подготавливает детей к восприятию интонации речи, способствует ее развитию, создает предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы. Для этого необходимо правильное речевое дыхание, умение владеть своим голосом, что является базовыми компонентами по формированию интонационной выразительности речи.

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

1

2

3

4

Работа над речевым дыханием.

Работа над голосом.

Формирование ритмической организации высказывания.

Формирование темповой организации высказывания.

1.Диафрагмальное

2.Фонационное

3.Речевое

1.сила;

2.развитие

звуковысотного

диапазона голоса;

3.нормализация тембра

1.Развитие восприятия ритмических структур.

2. Воспроизведение ритмических структур. 3.Формирование ритмической организации речи

1. Развитие общих представлений о темпе речи. 2.Развитие восприятия различного темпа речи. 3.Развитие умения воспроизводить различный темп речи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Детерминанты авторитета педагога
Успешное осуществление педагогом процесса личностно формирования его учеников на гуманистических началах возможно при наличии авторитета. Это важное и непременное условие. Авторитетность — существенная характеристика личности, которая складывается в системе межличностных отношений. Феномен авторите ...

Психология и педагогика младшего школьника
Младший школьник (от 7(6) до 10 лет). Приход ребенка в школу коренным образом меняет его социальное положение: он был большим и старшим в детском саду и во дворе, среди малышей, у него не было серьезных и ответственных постоянных обязанностей, ведущей деятельностью была игра. В школе он стал самым ...

Деятельность как фактор развития школьников
Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию - все то, что служит строительным материалом для развития и становления лич ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru