Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушением речи. В связи с этим, становится актуальной проблема реабилитации и адаптации таких детей в современном обществе. Сформированность коммуникативной деятельности дошкольников с указанной патологией является показателем успешности проводимых мероприятий. Многие авторы (Э.С. Калижнюк, А.В. Кроткова, И.Ю.Левченко и др.) указывали на важность усвоения коммуникативных умений для развития личности, овладения им нормами социального поведения и формирования его эмоционально-волевых процессов. Особую роль в процессе общения лиц с нарушениями речи играют невербальные средства общения. В.А. Ковшиков, исследуя речевую коммуникацию детей с нарушением речи, замечает, что, пытаясь компенсировать дефицит вербального языка, дети широко используют для построения текста другие формы языка, а именно: звуковую имитацию, звуки-псевдослова, интонацию, указательные, изобразительные, символические жесты, а также и другие виды жестов – эмоциональные, ритмические, жесты – призывы.
Таким образом, ограничение вербальных возможностей приводит к компенсанаторно большему использованию невербальных средств для достижения ребенком коммуникативной цели. А.М.Антипова считает, что невербальные средства являются мощными факторами, которые помогают коммуникации и выполняют все функции вербальных средств. В литературе (Е.С.Алмазова, В.А. Артемов, Е.А.Брызгунова, Н.И.Жинкин, А.Р. Лурия, О.С. Орлова и др.) неоднократно подчеркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания. Мелодико-интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным.
Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка. У детей с речевой патологией данный вопрос приобретает особую актуальность, т.к. кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции интонация несет еще и компенсаторную нагрузку.
В последние годы в логопедической практике обнаруживается интерес к использованию так называемых невербальных средств общения или форм коммуникации. В отечественной логопедии основное внимание традиционно уделялось формированию и развитию обычной, преимущественно устной, экспрессивной речи улиц с разной речевой патологией. О развитии неартикулируемых средств общения говорилось либо как о негативном явлении в контексте псевдокомпенсации, либо как о вспомогательном компоненте речевого общения. Особую роль играют невербальные средства в процессе общения лиц с нарушением речи.
Неартикулируемые средства общения в логопедии можно рассматривать в импрессивном и экспрессивном плане как:
традиционные средства первичной коммуникации, предшествующие формированию языковых средств общения и являются необходимой базой для их развития;
традиционные дополнительные средства коммуникации, усиливающие эффект произносимой речи;
традиционные или нетрадиционные основные средства коммуникации, полностью или частично замещающие произносимую речь;
Одним из неартикулируемых средств общения является интонационная сторона речи. В логопедии развитию интонационной стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, нежели формированию речевых звуков. Между тем особенности развития интонации при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения.
Исследования по изучению особенностей просодической стороны речи проводились в МДОУ №12 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Статьи по педагогике:
Педагогическая антропология как методология педагогики
ХХ век предъявил новые требования к человеку, к его личностным качествам, и необходимо было получить более полное знание о ребенке и способах подготовки его к жизни, чтобы подготовить здорового, интеллектуально развитого человека, способного справиться с огромными психическими и физическими нагрузк ...
Правила планирования учебного процесса
Изучение и анализ научно педагогической литературы привел к следующим результатам и выводам. Для того, чтобы практически выполнить названные выше во введении правила, рассмотрим методику планирования урока на конкретном материале подготовки занятия по теме «Электрический ток в газах». 1. Определени ...
Особенности речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
III уровня
В ходе своего развития речевая деятельность детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, ору ...