Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии

Страница 3

Двигательные нарушения функционального характера, такие как осанки, сколиозы, деформации стоп не мешают свободному передвижению детей, но имеют определенные ограничения различных видов движений для каждого вида заболевания. Многие дети моторно неловки, плохо ориентируются в пространстве, для них характерна быстрая утомляемость. Несмотря на наличие специфических трудностей развития и обучения детей с разными диагнозами, у них выявляются и некоторые общие трудности и закономерности нарушенного нервно-психического развития. Это, прежде всего, низкая умственная работоспособность, недостаточность моторных функций, отставание в развитии пространственных представлений. Кроме двигательных, у детей наблюдаются и речевые нарушения.

Актуальным становится вопрос: «Существует ли прямая зависимость между развитием двигательной и речевой функциями?». Отечественная литература (авторы М.М.Кольцова, М.Н.Руднева, Л.В.Фомина) указывает на то, «что процесс формирования моторной речи зависит от участия двигательной сферы в целом, тем более, что невропатология располагает обширным фактическим материалом, показывающим связь функции речи и двигательного анализатора». Вопрос взаимодействия двигательной и речевой функции хотя и имеет большое значение, но в настоящее время детально не изучен. Можно предположить, что речевая патология у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата выступает как вторичное нарушение.

В исследованиях Л.В.Фоминой и М.М.Кольцовой найдены средства стимуляции развития речи детей и сделан вывод, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, а вот с уровнем развития общей моторики он совпадает не всегда.

Однако, практика показывает, что у детей, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата, и, как следствие, ограничения двигательной функции, уровень речевых нарушений очень высокий.

По средним статистическим данным МДОУ №12 за период с 2000 – 2005 г.г., из общего количества детей раннего возраста, поступающих в ДОУ компенсирующего вида, около 85% имеют задержку речевого развития. На момент начала работы с логопедом (3-5 лет) – 99% детей имеют нарушения звукопроизношения. При обследовании речи у детей с нарушением ОДА в МДОУ №12 выявлены следующие нарушения речи: ФФН, ОНР, дизартрия, моторная алалия, заикание.

Особо следует выделить группу детей с ДЦП и связанные с этим заболеванием нарушения речи. Английский специалист Виола Кардвел [30] отмечает, что у 73% детей с ДЦП речевые расстройства возникают вследствие нарушений слуха, зрения, движений, интеллекта и ограничения речевой практики.

У дошкольников с церебральным параличом могут встречаться любые нарушения речи, известные в логопедии. Формы речевых нарушений у детей с церебральным параличом многообразны. Целесообразно выделить следующие формы речевых нарушений у этих детей: дизартрия, алалия, вторичная задержка речевого развития – нарушение темпа развития речи в связи с тяжелой двигательной недостаточностью; общее недоразвитие речи; заикание; нарушения письменной речи. Речевые нарушения у детей с церебральным параличом редко встречаются в изолированном виде. Например, наиболее частая форма речевой патологии – дизартрия может сочетаться с любой из представленных выше форм речевой патологии. В то же время есть ряд речевых расстройств, которые также как и ДЦП, обусловлены органическим поражением центральной нервной системы и поэтому встречается особенно часто у этой категории детей. К таким нарушениям речи относятся дизартрия и алалия, которые представлены разными формами и выражены по-разному. Для дошкольников с ДЦП характерно отставание в развитии всех компонентов языка. Отмечается, что выраженные нарушения звукопроизношения, малый словарный запас ограничивают устную речевую практику детей, препятствуют развитию наблюдений над различными явлениями языка и в итоге неблагоприятно сказываются на развитии всех сторон речи, в том числе и интонационной выразительности. Е.М.Мастюкова, М.В.Ипполитова отмечают, что одной из характерных особенностей устной речи детей сДЦП является недоразвитие ее интонационной стороны. Их речь мало выразительна, монотонна. Интонации удивления, восклицания, вопросов, спокойного повествования выражены слабо.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по педагогике:

Требования к структурным элементам учебно-методического комплекса дисциплины
Как и к любому пособию, курсовой работе и т.д. к УМК предъявляются особые требования. Будем их рассматривать отдельно для каждого блока. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК, включают: примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям; оценочн ...

Методика незаконченных предложений для учащихся 2-3 классов
Методика предложена У. Тейлором и модифицирована нами для выявления ожиданий детей в отношении оценочной деятельности учителя, влияния оценочной деятельности на учеников. Анкетирование проводилось среди учащихся третьих классов средней общеобразовательной школы №854 г. Москвы. Было опрошено 18 учащ ...

Воспитательно-реабилитационная работа в русской школе интернатного типа
Дореволюционное педагогическое наследие, которое не было в полной мере осмыслено и оценено в советское время, при творческом к нему подходе может оказать неоценимую помощь современному образованию в поиске адекватных условий реабилитации детей, лишенных родителей, семьи и воспитывающихся преимущест ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru