Методика незаконченных предложений для учащихся 2-3 классов

Страница 1

Методика предложена У. Тейлором и модифицирована нами для выявления ожиданий детей в отношении оценочной деятельности учителя, влияния оценочной деятельности на учеников.

Анкетирование проводилось среди учащихся третьих классов средней общеобразовательной школы №854 г. Москвы. Было опрошено 18 учащихся, которым предлагалось закончить 9 предложений. Незаконченные предложения представлены в приложении 2. Обязательное условие проведения анкетирования – анонимность опроса.

а) Фраза №1 выявляет роль школы в жизни ребёнка. Анализ предложений выявляет, что в 94,4% ответов дети понимают значение школы. В 50% ответов, дети указали практическую направленность значения обучения – «быть умным», «чтобы устроиться на хорошую работу». Видна роль родителей в определении цели обучения перед детьми. Однако фразы «учиться, чтобы быть умным» (34,4%) говорят о неуверенности детей в своих умственных способностях, а вернее, их родителей, т.к. получается, что родители на данный момент времени считают своего ребёнка глупым. Фразы «получить знания» (44,4%) – одна из основных задач, которые решает сегодня школа, дети это понимают и считают целью. 5,6% учащихся не закончили предложение, не осознавая пока значения обучения.

б) Фразы №2, 5 предъявляют требования к преподавателю. Ученики обращают на такие качества учителя, как: «что она говорит» (речь, манера); «русский язык и математика» (компетентность в предмете); «хорошая одежда» (в начальной школе дети часто хотят подражать учителю, девочки стараются одеваться, как их учительница); «любовь, счастье учителя» (для ребёнка важно настроение учителя, оно определяет дальнейшее поведение детей). Кроме того учащиеся указали такие личностные качества, которыми должен обладать учитель: учитель должен быть «добрым», другом и помощником детей: «помогать, если что-нибудь не получается», «понимать» учеников, «не ругаться» и «не злиться» на класс. Учитель должен быть «умным», не последнюю роль для учеников играет здоровье учителя.

Фраза№5 выделяет такие качества, которыми не должен обладать учитель: учитель не должен ругать детей (16% учащихся) и быть «плохим» (16,8% учащихся), не должен «некрасиво писать» (5,6% учащихся), т.к. дети копируют учителя и в письме, а не разборчивый подчерк создаёт трудности при восприятии текста. Учитель, по мнению детей не должен «огорчаться учеником» (11,2% учащихся), «обзываться» (5,6% учащихся), т.к. это делает учеников неуверенными в себе, создаёт у них заниженную самооценку. Детям не нравится тот факт, что учителя «ставят двойки просто так» (11,2% учащихся). Для детей отметка играет важную роль, они пишут, что если «ученик написал на плохую оценку, то учитель должен дать возможность переправить её» (5,6% учащихся). Таким образом, дети сами хотят восполнить пробел в знаниях.

в) Фразы №№3, 7,8– отрицательные оценочные ситуации. Фраза №3 раскрывает все чувства, которые испытывают ученики в момент отрицательного оценивания их деятельности. Дети указали такие состояния, как: «что по мне кто-то стучит, и я сейчас как будто провалюсь»; «плохо»; «боль»; «неприятность и грусть»; «я сделал что-то не то, и надо исправляться» (ребёнок осознаёт пробел в знаниях и хочет восполнить его); «дома меня будут ругать очень серьёзно» (родители вкладывают в отметку свой смысл, по отметке они судят о ребёнке – плохой – следует его наказать или хороший - необходимо его похвалить. Здесь раскрывается социальный смысл отметки); «себя плохим» (можно предположить, что у ребёнка в скором времени разовьётся невроз на фоне отметок. У него заниженная самооценка, которая сформировалась под влиянием семьи).

Фраза №7 раскрывает влияние замечания на поведение ученика. Так, учащиеся указывали: «стараюсь думать о хорошем» (для ребёнка замечание принесло отрицательную энергию, и он направил своё внимание на пополнение положительными эмоциями. Ученик не думает о предмете, т.к. он не вызывает у него столько положительных эмоций. Учитель замечанием отстранил ещё больше ученика от материала); «прекращаю баловаться», «извиняюсь» (ученик осознаёт своё недостойное поведение, исправляется); «сержусь», «обижаюсь» (ученик не понимает, за что ему сделали замечание, он считает учителя несправедливым к нему).

Фраза №8 описывает самый неприятный момент для ученика на уроке. Неприятными моментами для учащихся являются: «я не поняла тему», «получить за поведение двойку», «слушать соседа», «что я болтаю», «получить 2 за незнание», «когда ко мне подсматривают», «крик и выкрикивание», «если меня ругают».

Таким образом, эти фразы определяют несовершенство организации учебного процесса на уроке, оценочной системы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей
Своевременное появление у детей санитарно-гигиенических навыков, указывает Р.С. Буре, является отражением их адекватного развития и начальной социализации. Воспитание гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при форм ...

Анализ выполнения выпускниками основной школы Архангельской области
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации по географии позволяет получить объективную информацию о состоянии школьного географического образования в Архангельской области. Информация об уровне географической подготовки выпускников необходима работникам сферы образования на всех уровн ...

Формы, особенности методов обучения по дисциплине «Природопользование»
Форма обучения по дисциплине «Природопользование» может быть как очной (дневной), так и заочной. При изучении учебной дисциплины «Природопользование» обращается внимание студентов СУЗов на ее прикладной характер, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использ ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru