Методика незаконченных предложений для учащихся 2-3 классов

Страница 1

Методика предложена У. Тейлором и модифицирована нами для выявления ожиданий детей в отношении оценочной деятельности учителя, влияния оценочной деятельности на учеников.

Анкетирование проводилось среди учащихся третьих классов средней общеобразовательной школы №854 г. Москвы. Было опрошено 18 учащихся, которым предлагалось закончить 9 предложений. Незаконченные предложения представлены в приложении 2. Обязательное условие проведения анкетирования – анонимность опроса.

а) Фраза №1 выявляет роль школы в жизни ребёнка. Анализ предложений выявляет, что в 94,4% ответов дети понимают значение школы. В 50% ответов, дети указали практическую направленность значения обучения – «быть умным», «чтобы устроиться на хорошую работу». Видна роль родителей в определении цели обучения перед детьми. Однако фразы «учиться, чтобы быть умным» (34,4%) говорят о неуверенности детей в своих умственных способностях, а вернее, их родителей, т.к. получается, что родители на данный момент времени считают своего ребёнка глупым. Фразы «получить знания» (44,4%) – одна из основных задач, которые решает сегодня школа, дети это понимают и считают целью. 5,6% учащихся не закончили предложение, не осознавая пока значения обучения.

б) Фразы №2, 5 предъявляют требования к преподавателю. Ученики обращают на такие качества учителя, как: «что она говорит» (речь, манера); «русский язык и математика» (компетентность в предмете); «хорошая одежда» (в начальной школе дети часто хотят подражать учителю, девочки стараются одеваться, как их учительница); «любовь, счастье учителя» (для ребёнка важно настроение учителя, оно определяет дальнейшее поведение детей). Кроме того учащиеся указали такие личностные качества, которыми должен обладать учитель: учитель должен быть «добрым», другом и помощником детей: «помогать, если что-нибудь не получается», «понимать» учеников, «не ругаться» и «не злиться» на класс. Учитель должен быть «умным», не последнюю роль для учеников играет здоровье учителя.

Фраза№5 выделяет такие качества, которыми не должен обладать учитель: учитель не должен ругать детей (16% учащихся) и быть «плохим» (16,8% учащихся), не должен «некрасиво писать» (5,6% учащихся), т.к. дети копируют учителя и в письме, а не разборчивый подчерк создаёт трудности при восприятии текста. Учитель, по мнению детей не должен «огорчаться учеником» (11,2% учащихся), «обзываться» (5,6% учащихся), т.к. это делает учеников неуверенными в себе, создаёт у них заниженную самооценку. Детям не нравится тот факт, что учителя «ставят двойки просто так» (11,2% учащихся). Для детей отметка играет важную роль, они пишут, что если «ученик написал на плохую оценку, то учитель должен дать возможность переправить её» (5,6% учащихся). Таким образом, дети сами хотят восполнить пробел в знаниях.

в) Фразы №№3, 7,8– отрицательные оценочные ситуации. Фраза №3 раскрывает все чувства, которые испытывают ученики в момент отрицательного оценивания их деятельности. Дети указали такие состояния, как: «что по мне кто-то стучит, и я сейчас как будто провалюсь»; «плохо»; «боль»; «неприятность и грусть»; «я сделал что-то не то, и надо исправляться» (ребёнок осознаёт пробел в знаниях и хочет восполнить его); «дома меня будут ругать очень серьёзно» (родители вкладывают в отметку свой смысл, по отметке они судят о ребёнке – плохой – следует его наказать или хороший - необходимо его похвалить. Здесь раскрывается социальный смысл отметки); «себя плохим» (можно предположить, что у ребёнка в скором времени разовьётся невроз на фоне отметок. У него заниженная самооценка, которая сформировалась под влиянием семьи).

Фраза №7 раскрывает влияние замечания на поведение ученика. Так, учащиеся указывали: «стараюсь думать о хорошем» (для ребёнка замечание принесло отрицательную энергию, и он направил своё внимание на пополнение положительными эмоциями. Ученик не думает о предмете, т.к. он не вызывает у него столько положительных эмоций. Учитель замечанием отстранил ещё больше ученика от материала); «прекращаю баловаться», «извиняюсь» (ученик осознаёт своё недостойное поведение, исправляется); «сержусь», «обижаюсь» (ученик не понимает, за что ему сделали замечание, он считает учителя несправедливым к нему).

Фраза №8 описывает самый неприятный момент для ученика на уроке. Неприятными моментами для учащихся являются: «я не поняла тему», «получить за поведение двойку», «слушать соседа», «что я болтаю», «получить 2 за незнание», «когда ко мне подсматривают», «крик и выкрикивание», «если меня ругают».

Таким образом, эти фразы определяют несовершенство организации учебного процесса на уроке, оценочной системы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Проблема интеграции детей с особенностями развития
Опыт зарубежных ученых в области интегрированного обучения, его использование в России. Интеграция лиц с особенностями развития в общеобразовательную среду начинается во многих странах Европы уже в 70-х годах. Под влиянием Конвенции ООН о правах инвалидов, о правах умственно отсталых лиц (1971, 197 ...

Методы развития творческого воображения у детей с нарушением слуха на занятиях изобразительной деятельностью
Именно с феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, ...

Воспитание в Спарте
Здесь было намного суровее и строже, чем в Афинах. Отчасти это объяснялось суровостью характера дорийцев, отчасти - особым строем спартанского государства, этой военной общины, господствовавшей над многочисленными подданными и рабами. Односторонне направляя все свое внимание на развитие физической ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru