Методика незаконченных предложений для учащихся 2-3 классов

Страница 2

г) Фразы №№4,6 – положительные оценочные ситуации. Фраза №4 показывает влияние положительных оценок на учеников. Дети чувствуют: «радость», «веселье», «гордость», то, что они «лучше других», «что я что-то правильно сделал», «что учитель добрый», «что я умнею и взрослею», «что меня дома будут хвалить», «что сейчас буду прыгать».

Таким образом, положительные оценки сильно влияют на ребёнка, по ним они судят об учителе, предполагают отношения в семье, утверждаются в своих силах.

Фраза №6 определяет стимул, который заставляет детей учиться. Детям хочется учиться лучше, когда они «получают низкие оценки» (50% учащихся), «когда я в бодром расположении духа» (22,2% учащихся), «когда все учатся» (5,6% учащихся), «когда я понимаю» (5,6% учащихся), «кода мои друзья со мной» (5,6% учащихся), «кода я ничего не знаю» (5,6% учащихся), «когда лучше Димы» (5,6% учащихся).

д) Фраза №9 – дифференциация понятий «оценка» и «отметка». Фраза №9 показывает, насколько учащиеся различают понятия «оценка» и «отметка». Были получены такие ответы: 38,4% учащихся ответили, что «оценка» и «отметка» - «главное в учёбе»; 11,2% опрошенных ответили, что это «не самое главное»; 11,2% учащихся ответили, что это «одно и то же»; «учитель оценивает меня, и по этой оценке можно определить мой ум» (5,6% учащихся); 28% учащихся ответили, что это «хорошо»; 5,6% учащихся написали, что «оценка» и «отметка» - «разные вещи».

Таким образом, что в третьем классе для большинства (88,8% опрошенных) отметки имеют важное социальное значение, по ним судят о человеке. Отметки превращаются в стимул учения (50%), являясь источником радости и горя (100%). Учащиеся не различают (94,4%) разницы между «оценкой» и «отметкой».

Анкетирование родителей (методика незаконченных предложений)

Методика незаконченных предложений для родителей проводилась с целью выяснения влияния оценочной деятельности учителя на взаимоотношения ученика и его семьи. Было опрошено 9 родителей, которым закончить 9 предложений.

а) Фразы №№1 и 4 позволяют определить место школы в жизни ребёнка с позиции родителей. Фраза№1 позволяет установить значение школьных успехов ребёнка и школы для родителей. 88,9% родителей спрашивают, вернувшегося из школы ребёнка, о школьных успехах. Из них 22,2% родителей требуют дневник с отметками. Для этих родителей на первом месте стоит школа, школьные успехи их ребёнка, а не настроение, состояние ребёнка после учебного дня. Предлагают ребёнку пообедать 11,1% родителей. Для этих родителей на первом месте стоит сам ребёнок, со знаниями или без них – им всё равно, они озабочены тем, что их ребёнок устал, потратил много сил, поэтому ему требуется восстановление энергии. Только после этого они будут спрашивать о школьных успехах. Фраза №4 также показывает силу влияния школы на отношения между ребёнком и родителями. Для большинства родителей (77,8%) с утра важнее всего напомнить ребёнку о его обязанностях в школе: «будь внимательнее», «слушай учителя, запоминай всё, что говорит учитель». Из них 33,3% родителей желают удачи и школьных успехов. Таким образом родители влияют на ребёнка, считая учёбу и успехи критерием оценивания своего ребёнка. И только 22,2% родителей желают своему ребёнку «быть осторожнее по дороге», «не задерживаться и в крайнем случае звонить». Это говорит о том, что родители беспокоятся не за учёбу, а за самого ребёнка.

б) Фразы №№2,3 и 5 выявляют значимость оценивания ребёнка для родителей. Фраза №2 показывает, как влияет оценивание, а именно низкая отметка, ребёнка на действия родителей. Все действия родителей в зависимости от отметки, получаемой ребёнком, делятся на 3 группы: 44,5% родителей считают, что причина в самом ребёнке, что он виноват сам (также, не видя необходимости в помощи); 33,3% родителей выясняют причину неудачи и оказывают помощь ребёнку, проводя работу над ошибками; 22,2% родителей, не выясняя причины, требуют от ребёнка исправления отметки, не принимая во внимание необходимости помощи ребёнку. Фраза №3 показывает действия родителей в случае получения ребёнком высокой отметки. Так, 77,8% родителей хвалят ребёнка, а 11,2% радуются вместе с ребёнком.

Таким образом, для подавляющего числа родителей отметка является источником поощрения или наказания.

Фраза №5 показывает, что для родителей означают успехи ребёнка в школе, каким они считают своего ребёнка. По успехам в школе о ребёнке судят 88,9% родителей, называя своих детей «умным», «старательным», «способным учиться на 5». Из них 44,4% родителей называют своих детей «нормальным», «обычным», делая своих детей «золотой серединкой», давая им статистическое определение. И лишь 11,1% родителей называют своих детей «самыми любимыми на свете», т.е. не судят о ребёнке по отметкам - плохой он или хороший, они любят ребёнка за то, что он есть.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Влияние музыкального искусства на развитие детей
Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности ее мотивации и базовых учебных ум ...

Психология и педагогика ранней юности
Ранняя юность (от 14—15 до 18 лет). Биологически это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода ...

Построение гуманитаризованного курса математики
Рассматривая конкретные пути построения программы курса математики для гуманитарных классов, нужно принять во внимание мнение самих гуманитариев. Правильным, но трудоемким делом было бы проведение подробной анкеты среди них. Многое можно почерпнуть и из литературы. Например, из воспоминаний А.И. Цв ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru