Ключевые особенности преподавания географии в школе

По мнению А.Ю. Гитинова, «предмет «география» занимает особое интерактивное место в общей системе знаний. География способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной социоприродной картины мира. Она является единственным школьным предметом, изучающим природу и общество в их взаимодействий. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел такое разнообразие форм и средств обучения».

Основным инструментом в работе учителя географии в школе является методика преподавания учебного предмета.

В настоящее время существует большое количество методик преподавания географии. Мы обратим внимание на методики, рекомендованные министерством образования и имеющие достаточный ресурсный материал: учебники и учебные пособия, атласы и пр. Помимо этого, в соответствии с особенностями данной работы необходимо рассматривать методики, направленные на изучение темы «Северный морской путь России».

Нашим требованиям удовлетворяют методики:

Бабурина В.Л., Даньшина А.И., Елховской Л.И.;

Даринского А.В., Белоусова Б.В., Епихина А.А.;

Рома В.Я., Дронова В.П.;

Э.В. Ким, Г.Я. Лисенковой.

Последняя представляется наиболее интересной, так как она оставляет свободу выбора учителю, описывая основные принципы преподавания, примерный план обучения, возможные способы и конкретные техники обучения. Методика предполагает:

активное участие ученика в обсуждении темы занятия;

связывание тематики занятия с другими учебными предметами, темами из других предметных областей, знакомых учащимся;

групповую и индивидуальную работу учащихся;

поддержку учебного интереса учащихся посредством активизации их деятельности на занятиях, вовлечении в коллективное обсуждение, включение в работу опросов, тестовых заданий, четкого распределения времени занятия;

активную работу со вспомогательным материалом: статистическими данными, географическими картами, атласами;

включение в образовательный процесс внеучебных мероприятий: выездные занятия, походы в музеи, на выставки и пр.;

активизацию различных форм конкретизации полученных знаний учащимся, ведение им дневника занятий, составление итоговых схем, таблиц;

включение в урок заданий не на отметку для самостоятельного выполнения учащимися и др.

Далее на примере конкретного урока будет раскрыта специфика этой методики.

Статьи по педагогике:

Особенности функционального базиса письма
Для обозначения нарушений письма используется понятие «дисграфия». Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Несформированность какой-либо из указанных функций вызывает нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Многими исследованиями установлено, что низкий уровень р ...

Категория детства и его проблемы в современном мире
Главными проблемами, от решения которых зависит освещение всех других вопросов педагогической антропологии, являются проблемы детской, природы. Однако на протяжении многих столетий ребенок воспринимался как маленький взрослый, который в соответствии с этим и должен понимать все почти как взрослый. ...

Воспитательное Общество благородных девиц
Иван Иванович Бецкой Смольный монастырь — любимое детище императрицы Елизаветы I, Смольный институт — императрицы Екатерины II. Организация института была началом планомерного воспитания русской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости. По инициативе Ивана Ив ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru