Ключевые особенности преподавания географии в школе

По мнению А.Ю. Гитинова, «предмет «география» занимает особое интерактивное место в общей системе знаний. География способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной социоприродной картины мира. Она является единственным школьным предметом, изучающим природу и общество в их взаимодействий. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел такое разнообразие форм и средств обучения».

Основным инструментом в работе учителя географии в школе является методика преподавания учебного предмета.

В настоящее время существует большое количество методик преподавания географии. Мы обратим внимание на методики, рекомендованные министерством образования и имеющие достаточный ресурсный материал: учебники и учебные пособия, атласы и пр. Помимо этого, в соответствии с особенностями данной работы необходимо рассматривать методики, направленные на изучение темы «Северный морской путь России».

Нашим требованиям удовлетворяют методики:

Бабурина В.Л., Даньшина А.И., Елховской Л.И.;

Даринского А.В., Белоусова Б.В., Епихина А.А.;

Рома В.Я., Дронова В.П.;

Э.В. Ким, Г.Я. Лисенковой.

Последняя представляется наиболее интересной, так как она оставляет свободу выбора учителю, описывая основные принципы преподавания, примерный план обучения, возможные способы и конкретные техники обучения. Методика предполагает:

активное участие ученика в обсуждении темы занятия;

связывание тематики занятия с другими учебными предметами, темами из других предметных областей, знакомых учащимся;

групповую и индивидуальную работу учащихся;

поддержку учебного интереса учащихся посредством активизации их деятельности на занятиях, вовлечении в коллективное обсуждение, включение в работу опросов, тестовых заданий, четкого распределения времени занятия;

активную работу со вспомогательным материалом: статистическими данными, географическими картами, атласами;

включение в образовательный процесс внеучебных мероприятий: выездные занятия, походы в музеи, на выставки и пр.;

активизацию различных форм конкретизации полученных знаний учащимся, ведение им дневника занятий, составление итоговых схем, таблиц;

включение в урок заданий не на отметку для самостоятельного выполнения учащимися и др.

Далее на примере конкретного урока будет раскрыта специфика этой методики.

Статьи по педагогике:

Проблема интеграции детей с особенностями развития
Опыт зарубежных ученых в области интегрированного обучения, его использование в России. Интеграция лиц с особенностями развития в общеобразовательную среду начинается во многих странах Европы уже в 70-х годах. Под влиянием Конвенции ООН о правах инвалидов, о правах умственно отсталых лиц (1971, 197 ...

О проекте "Фестиваль "Поющие руки"
Цель и решаемая проблема: Отсутствие слуха, а во многих случаях речи резко ограничивает число контактов инвалида по слуху с внешней средой, что приводит к ограниченным возможностям при реализации инвалидами их творческих и интеллектуальных потенциалов и соответственно уменьшает возможности к саморе ...

Выявление уровня сформированности у старших дошкольников культуры поведения
При реализации программы по формированию у старших дошкольников культуры поведения очень важно учитывать следующее: - При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаи ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru