По мнению А.Ю. Гитинова, «предмет «география» занимает особое интерактивное место в общей системе знаний. География способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной социоприродной картины мира. Она является единственным школьным предметом, изучающим природу и общество в их взаимодействий. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел такое разнообразие форм и средств обучения».
Основным инструментом в работе учителя географии в школе является методика преподавания учебного предмета.
В настоящее время существует большое количество методик преподавания географии. Мы обратим внимание на методики, рекомендованные министерством образования и имеющие достаточный ресурсный материал: учебники и учебные пособия, атласы и пр. Помимо этого, в соответствии с особенностями данной работы необходимо рассматривать методики, направленные на изучение темы «Северный морской путь России».
Нашим требованиям удовлетворяют методики:
Бабурина В.Л., Даньшина А.И., Елховской Л.И.;
Даринского А.В., Белоусова Б.В., Епихина А.А.;
Рома В.Я., Дронова В.П.;
Э.В. Ким, Г.Я. Лисенковой.
Последняя представляется наиболее интересной, так как она оставляет свободу выбора учителю, описывая основные принципы преподавания, примерный план обучения, возможные способы и конкретные техники обучения. Методика предполагает:
активное участие ученика в обсуждении темы занятия;
связывание тематики занятия с другими учебными предметами, темами из других предметных областей, знакомых учащимся;
групповую и индивидуальную работу учащихся;
поддержку учебного интереса учащихся посредством активизации их деятельности на занятиях, вовлечении в коллективное обсуждение, включение в работу опросов, тестовых заданий, четкого распределения времени занятия;
активную работу со вспомогательным материалом: статистическими данными, географическими картами, атласами;
включение в образовательный процесс внеучебных мероприятий: выездные занятия, походы в музеи, на выставки и пр.;
активизацию различных форм конкретизации полученных знаний учащимся, ведение им дневника занятий, составление итоговых схем, таблиц;
включение в урок заданий не на отметку для самостоятельного выполнения учащимися и др.
Далее на примере конкретного урока будет раскрыта специфика этой методики.
Статьи по педагогике:
Воспитательное Общество благородных девиц
Иван Иванович Бецкой Смольный монастырь — любимое детище императрицы Елизаветы I, Смольный институт — императрицы Екатерины II. Организация института была началом планомерного воспитания русской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости. По инициативе Ивана Ив ...
Виды культурно-досуговой деятельности детей
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. ...
Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв
Культура и духовная жизнь XVI и первой половины XIX вв. В XVI в. средоточиями центров светских и религиознах знаний на Востоке являлись Бухара и Самарканд, затем Шошкент (Ташкент). Изучение светских и религиозных знаний большей частью проходило в медресе. Большие медресе в крупных городах в XVI в. ...