По мнению А.Ю. Гитинова, «предмет «география» занимает особое интерактивное место в общей системе знаний. География способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной социоприродной картины мира. Она является единственным школьным предметом, изучающим природу и общество в их взаимодействий. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел такое разнообразие форм и средств обучения».
Основным инструментом в работе учителя географии в школе является методика преподавания учебного предмета.
В настоящее время существует большое количество методик преподавания географии. Мы обратим внимание на методики, рекомендованные министерством образования и имеющие достаточный ресурсный материал: учебники и учебные пособия, атласы и пр. Помимо этого, в соответствии с особенностями данной работы необходимо рассматривать методики, направленные на изучение темы «Северный морской путь России».
Нашим требованиям удовлетворяют методики:
Бабурина В.Л., Даньшина А.И., Елховской Л.И.;
Даринского А.В., Белоусова Б.В., Епихина А.А.;
Рома В.Я., Дронова В.П.;
Э.В. Ким, Г.Я. Лисенковой.
Последняя представляется наиболее интересной, так как она оставляет свободу выбора учителю, описывая основные принципы преподавания, примерный план обучения, возможные способы и конкретные техники обучения. Методика предполагает:
активное участие ученика в обсуждении темы занятия;
связывание тематики занятия с другими учебными предметами, темами из других предметных областей, знакомых учащимся;
групповую и индивидуальную работу учащихся;
поддержку учебного интереса учащихся посредством активизации их деятельности на занятиях, вовлечении в коллективное обсуждение, включение в работу опросов, тестовых заданий, четкого распределения времени занятия;
активную работу со вспомогательным материалом: статистическими данными, географическими картами, атласами;
включение в образовательный процесс внеучебных мероприятий: выездные занятия, походы в музеи, на выставки и пр.;
активизацию различных форм конкретизации полученных знаний учащимся, ведение им дневника занятий, составление итоговых схем, таблиц;
включение в урок заданий не на отметку для самостоятельного выполнения учащимися и др.
Далее на примере конкретного урока будет раскрыта специфика этой методики.
Статьи по педагогике:
Методы воспитания детей с недостатками слуха
Методы воспитания – это пути воздействия педагогов на своих воспитанников с целью формирования у них положительных черт личности. В общей педагогике проблема методов воспитания, их совершенствования разрабатывалась в трудах Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, Т.А. Ильиной, В.М. Коротова, И.С. Марьенко ...
Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста
Старший подростковый возраст исследуется и характеризуется в специальной литературе, во-первых, как граница детства, во-вторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей. Период старшего подросткового возраста можно определить как период взросления. Как отмечает М. Кле, разв ...
Применение методов Е.Б. Вахтангова в христианском театре
Методом настоящего христианского актерского мастерства протестантами и православными была провозглашена школа Евгения Вахтангова (1883-1922), педагога и режиссера, одного из учеников и помощников Константина Станиславского. Безусловно, в учении Вахтангова христиане находили и по-своему развивали те ...