Ключевые особенности преподавания географии в школе

По мнению А.Ю. Гитинова, «предмет «география» занимает особое интерактивное место в общей системе знаний. География способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной социоприродной картины мира. Она является единственным школьным предметом, изучающим природу и общество в их взаимодействий. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел такое разнообразие форм и средств обучения».

Основным инструментом в работе учителя географии в школе является методика преподавания учебного предмета.

В настоящее время существует большое количество методик преподавания географии. Мы обратим внимание на методики, рекомендованные министерством образования и имеющие достаточный ресурсный материал: учебники и учебные пособия, атласы и пр. Помимо этого, в соответствии с особенностями данной работы необходимо рассматривать методики, направленные на изучение темы «Северный морской путь России».

Нашим требованиям удовлетворяют методики:

Бабурина В.Л., Даньшина А.И., Елховской Л.И.;

Даринского А.В., Белоусова Б.В., Епихина А.А.;

Рома В.Я., Дронова В.П.;

Э.В. Ким, Г.Я. Лисенковой.

Последняя представляется наиболее интересной, так как она оставляет свободу выбора учителю, описывая основные принципы преподавания, примерный план обучения, возможные способы и конкретные техники обучения. Методика предполагает:

активное участие ученика в обсуждении темы занятия;

связывание тематики занятия с другими учебными предметами, темами из других предметных областей, знакомых учащимся;

групповую и индивидуальную работу учащихся;

поддержку учебного интереса учащихся посредством активизации их деятельности на занятиях, вовлечении в коллективное обсуждение, включение в работу опросов, тестовых заданий, четкого распределения времени занятия;

активную работу со вспомогательным материалом: статистическими данными, географическими картами, атласами;

включение в образовательный процесс внеучебных мероприятий: выездные занятия, походы в музеи, на выставки и пр.;

активизацию различных форм конкретизации полученных знаний учащимся, ведение им дневника занятий, составление итоговых схем, таблиц;

включение в урок заданий не на отметку для самостоятельного выполнения учащимися и др.

Далее на примере конкретного урока будет раскрыта специфика этой методики.

Статьи по педагогике:

Понятие и сущность метода
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату, В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что с ...

Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
Подростковый и ранний возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом во ...

Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для формирования речи и всех ее компонентов. Устная речь предполагает наличие голоса, и уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Крик является пе ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru