Методика незаконченных предложений для учащихся 2-3 классов

Страница 3

в) Фразы №№6 и 8 определяют требование к учителю, его оценочной системе. Фраза №6 показывает, насколько учитель объективен к детям, с позиции родителей. Все родители указали, что учитель ставит «справедливые» отметки, «в соответствии со знаниями ученика». Они согласны с учителем, не предъявляют к нему претензий. Авторитет учителя сохраняется перед детьми. Родители определяют такие главные качества учителя (фраза №8), как: «нормальный», «добрый», «умный», «справедливый» человек, который «должен заинтересовать учеников своим предметом», обязательно должен быть «другом и наставником» ребёнку.

г) Фраза №7 – дифференциация «отметки» и «оценки». Фраза №7 раскрывает, насколько родители различают понятия «оценка» и «отметка». Так, 55,6% родителей написали, что «оценка» и «отметка» разные вещи, из них только 22,2% попытались расписать разницу («не одно и то же, но они должны совпадать», «как учитель оценит знания и в соответствии поставит нужную отметку»). Для 11,1% родителей отметка и оценка – «показатель подготовки ученика», а 22,2% родителей не разводят понятия, считая их синонимами. И только 11,1% родителей считают, что «отметка не главное, а главное знания ребёнка».

д) Фраза №9 определяет решение вопросов успеваемости ребёнка. Так, 66,7% родителей обращаются только к учителю, не спрашивая у ребёнка; 22,2% родителей спрашивают только у ребёнка, не обращаясь к учителю, не могут выяснить истинную причину, не находят правильного решения; и только 11,1% родителей выясняют все вопросы с ребёнком, а затем с учителем, выясняя, таким образом, причину и устраняя её сразу.

Для большинства (88,9%) родителей школа, школьные успехи ребёнка играют первостепенную роль, они судят по отметкам о личности ребёнка, посредством отметок влияют на неё. И только небольшая часть родителей (11,1%) видят в ребёнке маленького, развивающегося человека.

За всю историю развития оценочной системы попытки выработать эти критерии были неоднократными. Однако даже на самые объективные критерии оценивания ученики будут реагировать субъективно и неодинаково. Тот, кто предлагает «разработку объективных и строгих критериев, тот исходит из прежних и пока существующих представлений о том, что никто добровольно учиться не будет. Он не выходит за рамки старой, как мир, идеи усиления контроля за знаниями учеников».

К причинам сохранения традиционной балльной системы относятся: возможность и необходимость представить немедленный отчёт начальству об успехах класса; простота применения баллов, позволяющая учителю воздействовать на учащихся; предупреждение всех возражений, которые могут предъявить родители.

Существуют различные психологические механизмы, лежащие в основе тех или иных переживаний и стилей поведения детей в оценочных ситуациях: рассогласование между уровнем притязаний ученика и его реальными достижениями; высокая самооценка, сочетающаяся с неуверенностью в себе; разные типы психологической защиты.

Проведенные исследования показали, что между вторыми и третьим классами наблюдается резкое различие по отношению к учебе и оценочной деятельности учителя. Уже во втором классе есть учащиеся, вообще не понимающие и не осознающие необходимости учения. Такие ученики ходят в школу пообщаться, поиграть, провести время, рассказывать анекдоты и для занятия другими вещами. Во втором классе оценочная деятельность учителя начинает играть для ребёнка важную роль. Отметки дают неверное направление уму и деятельности ученика, они становятся для него целью. Ученик идёт «за пятёрками», необходимыми не столько ему, сколько его родителям, а он за отметки получит похвалу и поощрение.

Таким образом, не для всех учащихся решена важная задача учителя – научить детей учиться, не у всех сформированы мотивы учения, не для всех (но для большинства) ясна необходимость в учении.

В 3 классе дети уже наиболее остро чувствуют психологическую и социальную значимость отметки и оценки. Для многих оценочная деятельность является стимулом и целью обучения. Отметка влияет на становление личности учащегося, определяет его самооценку и психическое состояние. На фоне отметки уже во 2-3 классе возникают скрытые конфликты, учащиеся таят обиду на учителя.

Похвала воздействует положительно на ребенка, делая его более уверенным в себе, снимая напряжение.

Дети по оценочной деятельности судят о личности учителя, если учитель ставит «5» и «4», то он «хороший», а если «3» и «2», то – «плохой». Также родители (да и сами учителя) судят по отметкам о детях.

Переживания ученика зависят не только от того, какую оценку он получит, но и от того, как учитель стремится построить оценочную ситуацию. При этом значение имеют относительно-нормативная ориентация учителя, его ожидания по отношению к конкретному ученику, специфика контроля за учебной работой, виды используемых оценок, общий эмоциональный фон. Организуя оценочную ситуацию, учителя должны ориентироваться на результативность учебного процесса; отдельные параметры оценочных ситуаций должны соответствовать ожиданиям и потребностям учеников, следовательно, учителю необходимо представлять себе потребности учащихся. Мы согласны с И.Ю Кулагиной, которая обозначила общие психолого-педагогические требования к организации оценочных ситуаций в учебном процессе:

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Влияние отношения учителя к ученику на успеваемость
Одно из последних российских исследований показало, что объективность отметок признают чуть больше половины учителей и одна треть родителей. Таким образом, учителя сами понимают субъективность выставляемых в журнал и дневники отметок. Эксперимент, проведенный американскими психологами Розенталем и ...

История освоения и исследования Северного морского пути
Есть данные о том, что человек появился на Севере еще в глубине каменного века. Именно тогда было положено начало арктическому мореплаванию и, следовательно, арктической морской культуре. Впрочем, признаться, это «мореплавание» было ограничено пределами береговой полосы. Кожаная или деревянная лодк ...

Опорные конспекты, схемы и таблицы по теме «Халькогены»
В целях интенсификации процесса обучения в ходе проведения лекции по теме учителем совместно с учащимися составляются опорные конспекты. Элементы главной подгруппы VI группы (халькогены) Строение внешнего энергетического слоя атомов элементов этой подгруппы следующее: О, S – ns2, np4; Se, Те, Ро - ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru