Дети старшего дошкольного возраста как субъекты нравственно-патриотического воспитания

Образование и воспитание » Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста » Дети старшего дошкольного возраста как субъекты нравственно-патриотического воспитания

Страница 1

В психологическом словаре понятие субъект рассмотрено в значении активно действующего, познающего, обладающего сознанием и волей человека, способного действовать целенаправленно. Он может проявлять инициативу и самостоятельность, принимать и реализовывать решения, оценивать последствия своего поведения, изменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности.

На таком уровне развития человек способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять не только ее в своих целях, но и самого себя. Достижение уровня субъектности предполагает овладение человеком совокупностью родовых психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, характер.

Становление личности дошкольника как субъекта НПВ предполагает освоение им нравственных правил, норм и способов поведения, характерных для современного общества, правил общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни.

В психолого-педагогической науке процесс становления субъектности в дошкольном возрасте представлен тремя линиями: первая – формирование психической саморегуляции, вторая – рефлексия социального поведения, третья – осознание ребенком собственного индивидуального мира, возникновение чувства Я.

Рассмотрим психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста с точки зрения достижения уровня субъектности.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладываются основы будущей личности, формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности.

У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности, таким как игра. А.С.Макаренко считал, что «игра имеет важное значение в жизни ребенка: имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет». Г.В. Плеханов, в свою очередь, полагал, что «детские игры представляют одну из связей, соединяющих различные поколения, и служат именно для передачи культурных приобретений из рода в род. В процессе игры воспитывается воображение, уверенность в себе, мужественное преодоление трудностей, развивается патриотическая направленность, чувство коллективизма, умение строить взаимоотношения с людьми, правильно относиться к людям».

Таким образом, можно сделать вывод, что именно в коллективных формах деятельности можно научить осмысленному осознанию любви к Родине, гордости за нее и свой народ. Научить более глубокому чувствованию своего Отечества и умению определять собственную общую мотивационную ориентацию.

В старшем дошкольном возрасте впервые появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами, возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения, ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

Таким образом, очевидно, что формирование произвольного поведения безусловно способствует становлению нравственных норм и ценностей в современном обществе.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. Происходит формирование адекватной самооценки, оценки своих возможностей.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Неуспевающие дети. Кто они
Представление, что число нервных людей в наш век с его напряженным ритмом жизни все увеличивается, стало тривиальным. Оно подтверждается тем, что исследования в разных странах показывают безусловное нарастание частоты неврозов, наиболее распространенного нервного заболевания. Итак, «нервный ребенок ...

Методы, применяемые на занятиях по изодеятельности
Художественно - творческая деятельность многогранна. Каждый ребенок в детстве строит, украшает, изображает, как бы моделируя через игру отношения человека с человеком, человека с природой, с реальностью. Дети строят из песка дворцы замки. Строят из снега, из кубиков. Создают прекрасные украшения из ...

Качественная характеристика финского образования
Те факторы, которыми объясняются успехи финского школьного обучения, можно условно разделить на социокультурные (контекстные) и институциональные (структурные). К социокультурным относятся объяснения, апеллирующие к национальным традициям и социальным условиям функционирования финской системы образ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru