Последние десятилетия проблема обратной связи привлекает внимание учёных. Исследования подтверждают важность наличия обратной связи в любом социально-информационном взаимодействии как необходимого условия эффективности его протекания. От её оптимального функционирования во многом зависит и успешность реализации процесса обучения. Сказанное обуславливает необходимость изучения проблемы обеспечения эффективной обратной связи в дидактическом информационном взаимодействии педагога и ребёнка.
С позиций информационного подхода, который в современной педагогической науке получает широкое применение (Р.Ф. Абдеев, В.П. Беспалько, А.А. Братко, Д.И. Дубровский, Е.И. Машбиц и др.), педагогический процесс рассматривается как информационная система, оптимальное функционирование которой обеспечивается её управлением на основе результатов обратной связи. Педагогическое взаимодействие учителя и учащихся представляет собой информационную систему
, к структурным компонентам которой относим информацию, процессы её передачи, восприятия и переработки субъектами информационного взаимодействия – педагогом и учащимися. Все субъекты при этом рассматриваются как активные пользователи информации, идущей по каналам обратной связи, и как её источники.
С позиций педагогической психологии педагогическое взаимодействие определяют и как коммуникативную систему «межличностного взаимодействия», под которой понимают взаимообусловленные индивидуальные действия, связанные циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Под дидактическим информационным взаимодействием в педагогическом процессе мы понимаем целенаправленный коммуникационный контакт педагога и детей, следствием которого являются изменения в их отношениях, поведении, деятельности, внутренних информационных полях. Такой подход вытекает из теории связи и теории информации и находит отражение в работах педагогов и психологов Д. Берло, В.П. Беспалько, Д. Бродбента, Г. Гебнера, Дж. Миллера, Ч. Осгуда, В.Я. Якунина и др.
Педагогическое взаимодействие также выступает как динамическая система, в которой информация движется, циркулирует по каналам как прямой, так и обратной связи. Управление информационными процессами
обеспечивает эффективность состояния такой системы, её устойчивость. Оно охватывает как внешние (передача учебной информации педагогом учащимся и передача учащимися педагогу информации о характере и степени усвоения учебного материала), так и внутренние (индивидуальные особенности восприятия и переработки информации субъектами информационного взаимодействия) действия всей системы.
Основная цель управления информационными процессами в обучении сводится к эффективному, оперативному разрешению учебно-педагогических ситуаций для достижения его оптимального результата. Эта задача решается в том числе и путём реализации обратных связей между субъектами информационного взаимодействия, что, в свою очередь, предполагает необходимость детального рассмотрения понятия обратной связи.
Понятие «обратная связь» (ОС) ассоциируется с кибернетикой и, прежде всего, с работами Н. Винера. Однако существует мнение, что термин «обратная связь» был введён ещё в 1893 году Н.Н. Ланге благодаря открытию регулирования поведения человека посредством обратных связей. В дальнейшем представление об обратной связи как неотъемлемой составляющей любой целенаправленной деятельности, любых процессов саморегуляции систем нашло отражение практически во всех ныне существующих схемах обработки информации человеком. При этом в рамках различных научных подходов и направлений понятие «обратная связь» наполняется различным содержанием. Рассмотрим основные теоретические модели
Статьи по педагогике:
Учебная дисциплина, учебный предмет
Прежде чем рассмотреть «Природопользование» как учебную дисциплину, необходимо понять, что представляет собой понятие «учебная дисциплина». И при определении структуры и содержания учебной дисциплины «Природопользование», каковы принципы и критерии отбора знаний и умений для включения в учебную про ...
Сущность отметки и оценки
Оценка и отметка имеют свои особенности и последствия. Например, оценка – это процесс оценивания, осуществляемый человеком, а отметка – это результат этого процесса. Отметка представляет собой результат оенки, она формальна, но, что она принесет ребенку, для которого она была выведена не известно и ...
Реализация курса информатики в школе в соответствии
с ГОС-2004
Информатика в настоящее время - одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Начиная с 1998 года ...