Организация соревнования учащихся

В школах пока мало используется такое средство стимулирования учебной деятельности как организация соревнования учащихся. В последние годы на слово "соревнование" пала тень советского периода, когда различные соревнования в рамках пионерской и комсомольской организаций (сбор макулатуры и металлолома, соревнование звеньев, а также "социалистическое соревнование") действительно часто носили формальный характер. Но стремление к соревнованию совершенно органично для человеческой психологии, неотъемлемо от нее. Каждый человек всю жизнь старается не отстать, а, по возможности, и опередить людей своего поколения и близкой судьбы, прежде всего своих одноклассников и однокурсников, ревниво сверяя по ним свои жизненные успехи.

Соревновательный азарт, который наиболее ярко проявляется в спорте, присущ каждому человеку и становится значительно сильнее в коллективе. Чисто теоретически соревнование, бесспорно, является эффективным стимулом к улучшению деятельности школьников.

Организация длительного соревнования в учебе или внеклассной работе оказывается очень хлопотливым делом, где ослабление усилий педагогов быстро приводит к потере детского интереса и формализму, к появлению нечестности по отношению к соперникам. Требуется постоянно подогревать интерес детей учетом результатов, новыми формами соревнования, внесением в него игрового элемента. Конечно, для детей наиболее увлекательны спортивные соревнования, а что касается учебы или какого-либо труда – тут педагогам необходимо постоянно проявлять выдумку и энтузиазм. Но зато подобные усилия приносят щедрые плоды. В процессе действительно увлекательного для детей соревнования они сплачиваются, привыкают помогать друг другу, вырабатывают у себя навыки ответственности, прилагают энергичные усилия и просто живут интересной жизнью, т. е. становятся настоящим коллективом. Поэтому педагогам не стоит пренебрегать интеллектуальными поединками типа: "Что? Где? Когда?" или "Брейн-ринг". Как показывает практика, они могут увлечь своим соревновательным азартом практически весь класс.

В завершение следует отметить, что только демократический стиль руководства учащимися является единственно возможным способом организации реального сотрудничества педагога и школьников. Демократический стиль педагогического руководства, стимулируя учащихся к творческому, инициативному отношению к делу, позволяет максимально проявить себя как личность каждому члену коллектива.

Статьи по педагогике:

Выявление уровня сформированности у старших дошкольников культуры поведения
При реализации программы по формированию у старших дошкольников культуры поведения очень важно учитывать следующее: - При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаи ...

Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России
Реализация интегрированного подхода к обучению детей с отклонениями в развитии рассматривается нами в плане перспектив и возможностей дальнейшего развития системы специального образования. При этом интеграция в образовательном процессе не является самоцелью, это одном из важных направлений подготов ...

Формирование музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ
Формирующий эксперимент проводился на базе того же детского сада и группы. Задача формирующего эксперимента: сформировать музыкальные способности у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ ; В ходе формирующего эксперимента нами была использована педагогическая технология ф ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru