Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач. Под нравственно-патриотическим воспитанием в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г, понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).

В проекте «Национальной доктрины образования Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г. Программа определяет основные пути развития системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине. Основой нравственно-патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет. Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов нравственно-патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время и требует дальнейшего изучения.

Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым. Анализ научной литературы по исследуемой теме показал, что наиболее продуктивно проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников занимались: К.Д. Ушинский, Р.С. Буре, С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, А.М. Виноградова, М.В Воробьева, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова, А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Н.А. Стародубцева и др. Современные педагоги, психологи, философы, осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам: формированию культуры поведения – С.В. Петерина; формированию гуманных отношений – А.М. Виноградова, М.В. Воробьева, Р.С. Буре, и др.; формированию любви к Родине – С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова; воспитанию нравственно-волевых качеств - А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова и др.; формированию эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения – Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П. Усова и др.

Нами было выявлено, что подавляющее большинство работ содержат лишь общие характеристики нравственно-патриотического воспитания, базирующиеся на определениях советской педагогической теории и адаптированные к современным условиям. Заметим также, что в настоящее время недостаточно полно разработан теоретико-методологический инструментарий воспитания патриотического сознания и нравственных ценностей и установок у старших дошкольников, не создана единая универсальная воспитательная система, которую можно было бы с успехом применять в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ).

Выше обозначенные положения позволили сформулировать проблему исследования: как необходимо организовать воспитательный процесс в ДОУ, чтобы обеспечить выполнение задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников.

Объект исследования: нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях ДОУ.

Предмет исследования: организация нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ.

Цель исследования: теоретическая разработка программы, обеспечивающей эффективность нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада

В основу исследования положена гипотеза о том, что организация формирования нравственно-патриотических качеств личности ребенка в условиях детского образовательного учреждения будет более эффективной, если определить содержание и структуру процесса формирования нравственно-патриотических качеств старших дошкольников с позиций нравственного, патриотического, гражданского воспитания и с учетом конкретной исторической основы, патриотических и культурных традиций.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

изучить понятие нравственно-патриотического воспитания в науке;

определить цели и задачи нравственно–патриотического воспитания в современном образовании;

выявить методы и формы патриотического воспитания детей в условиях детского образовательного учреждения;

выявить психологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, как субъекта нравственно–патриотического воспитания;

охарактеризовать отбор содержания и планирования тематических занятий по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: метод анализа научной литературы, журнальных публикаций, документов; метод исторической реконструкции, метод системного анализа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников «Буду патриотом» может быть использована при планировании воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Основные литературные источники. А.С. Макаренко Воспитание гражданина: педагогические раздумья; Р.С. Буре, Л.Ф. Островская Воспитатель – дети; Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников под редакцией А.М. Виноградовой.

Статьи по педагогике:

Понятие социальной компетентности и ее характеристика
Компетентность – это система компетенций, наличие определенных знаний и необходимого опыта для результативной деятельности в заданной области. Компетентность человека имеет определенную структуру, включающую компоненты, связанные со способностью личности решать необходимые проблемы в различных обла ...

Принципы отбора текстового материала художественной литературы
Выбор художественных текстов в качестве одного из основных предметов чтения неслучаен. Использование научно-популярной и другой нехудожественной литературы для «углублённого» чтения не представляется эффективным, поскольку восприятие такого рода литературы требует наличия определённого уровня фонов ...

Дидактические возможности применения мультимедиа в учебном процессе школы
Одной из задач школы на современном этапе является гуманизация процесса обучения, которая находит свое отражение в том, что наряду с педагогическими целями обучения, большое внимание уделяется целям развития обучающихся, формированию их индивидуальности. Происходит постепенное осознание потребности ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru